1) "Зарницы". Альманах Тверского Литературно-художественного о-ва имени И. С. Никитина. Книга первая. Тверь. 1920 г. 56 стр. Цена 100 руб.
2) Н. Власов-Окский. "Рубиновое Завтра". Стихи. Брошюра шестая. Тверь. 1920 г. 16 стр. Цена 30 руб.
3) Н. Власов-Окский. "Воскресшая земля". Стихотворения. "Красная книжка" N 11. Гос. издат. 1920 г. 40 стр. Цена 20 руб.
4) Н. Рогожин. "Листопад". Стихи. Книга первая. Тверь 1921 г. 48 стр. Цена не указана.
5) Устав "Тверского Литературно-художественного общества имени И. С. Никитина". Тверь 1920 г. 8 стр.
В начале ноября 1919 года 24 вышедших из рабоче-крестьянской среды литератора, во главе с когда-то, гораздо более чем теперь, известным крестьянским писателям С. Д. Дрожжиным, собравшись на съезде писателей Тверской губернии, положили основу новому литературному обществу, назвав его "Тверское Литературно-художественное общество имени И. С. Никитина".
Имена лишь престарелого С. Д. Дрожжина, да председателя о-ва Н. С. Власова-Окского, хоть что-нибудь говорят читателю... Имена же остальных - Л. Мошина, Я. Хохунова, Н. Раменского, Н. Рогожина, К. Ковалева (я перечисляю лишь имеющих книги)... не говорят ничего, даже наиболее внимательному, даже наиболее чуткому к быту и жизни современной русской литературы...
Имена Дрожжина и Власова-Окского как-то неразрывно связаны с почтенным наименованием "суриковца" и, быть может, поэтому, а быть может и потому, что оба общества согласованно выступали на Московском совещании пролетарских писателей год назад, молодое Никитинское и маститое Суриковское общества, для большинства читающей публики, да и для большинства поэтов, кажутся чем-то одним, неразрывно и воедино связанным. Взгляд этот нам кажется в корне неправильным.
Суриковцы - в большинстве - писатели-самоучки, выходцы из крестьянской среды, забитые нашей дореволюционной действительностью, грустные певцы беспросветной "доли бедняка"... Объединившиеся вокруг И. З. Сурикова в 70-х годах, ярко мелькнувшие в 90-х и скоро забытые. Кого дали они нам? - Е. Нечаева, Ф. Шкулева, С. Кошкарова, С. Ганьшина... и все, и не назовешь больше! Все одаренные настоящим дарованием пролетарские писатели недолго оставались суриковцами... пример последних лет, - разве не доказателен. - Талантливые суриковцы В. Александровский, С. Обрадович и даже Е. Е. Нечаев променяли горькие песни суриковцев, на горны, ошибающейся, но все же талантливой - "Кузницы".
Не таковы никитинцы. Если Дрожжин все еще поет старые песни, то уже Власов-Окский рвет оковы суриковщины, идет к новым далям яркого и бодрящего творчества, а идущая за ним молодежь уже совершенно порвала с суриковщиной.
Никитинцы - преимущественно поэты, все три помещенные в "Зарницах" рассказа - Власова-Окского, Синякова и Рогожина ученически слабы... Никитинцы еще не нашли новой дороги и пролетарии они лишь по происхождению, но отнюдь не по творчеству. Творчество их все еще ноющее, все еще робко ищущее, все еще веющее надсоновщиной и все еще далеко не свободное от влияния его последователей до Ратгауза и Гиляровского включительно. Влияние народников Сурикова, Никитина, Белоусова, Дрожжина... почти не чувствуется в их стихотворениях...
Из трех вышедших за время существования о-ва книжек никитинцев 2 - принадлежат Власову-Окскому и одна - Н. Рогожину.
Почти все стихи Рогожинского "Листопада" датированы 1913 и 1914 годами и лишь два последних, кстати довольно слабых, стихотворения помечены 1921 годом.
Размер Рогожинского стиха чрезвычайно однообразен, рифмовка почти во всех стихотворениях - первой строки с третьей, при чем 2-ая и 4-ая не рифмуется вовсе. там, где рифма выдержана, она на редкость убога: - цветы - ты; даль - печаль; цветы - мечты; мечты - ты; слезы - грезы; сени - сирени...
Зачастую встречаются у поэта и невозможные прозаизмы. - Хотя бы -
"Мнится: воля, полог неба надо мной" (стр. 12).
Не только Надсон и Бальмонт, но и Власов-Окский (стихотворение "Лунною ночью") оказали влияние на поэта, в общем бесхитростно слагающего свои очень убогие, но все же от души рвущиеся песни.
Хотелось бы видеть позднейшие стихи Н. Рогожина, ибо какой-то проблеск дарования нет-нет да и выглядывает в длинном ряде никому ненужных и слабых строчек. Вот, например, как в стихотворении "Залив" поэт описывает море:
"Гребни звонкие роняют
Горы яркой бирюзы" (стр. 24).
Право же это не плохо!
Если нет современности в стихах Н. Рогожина, то хоть отбавляй ее в стихотворениях Н. С. Власова-Окского. Тут и опролетаризованный Северянин и Бальмонт, "на народный лад" надсоно-ратгаузовщина и вместе со всем этим много молодого и неожиданного, а иногда и прямо-таки яркого. Избитые рифмы (слезы - грезы, цветы - красоты) нет-нет да и перемешиваются с рифмами новыми, а иногда и интересными ("Крапы - трапы, гулы - карбункулы")... Иногда мелькнет хороший образ, яркая строчка. Поэзия этих двух книг Власова-Окского может быть названа "Поэзия Мака".
Цветок Мака алый, как и сама революция, и как она кровавый, манящий и таинственный встречается почти во всех революционных стихотворениях поэта.
В "Зарницах" представлено 11 поэтов по 2 - 3 стихотворения каждый.
Читаешь эти стихотворения и не знаешь случайно ли неудачные стихи попали в сборник, или уж такова и должна быть эта никитинско-надсоновская поэзия... Впрочем, трудно говорить по 2 - 3 стихотворениям о поэте, особенно о таком, имя которого слышишь впервые. Отмечу лишь очень хорошее стихотворение "Недопетая песня", еще в 1871-м году написанное и лишь теперь впервые напечатанное С. Д. Дрожжиным. Из его же последних стихотворений отмечу "Песню" - грустную песню старого поэта:
Кудри черные
Убелилися...
Очи ясные
Помутилися.
Все друзья мои
Спят могильным сном.
Дрожжин не Никитин, не Суриков даже, но его простые и бесхитростные песни любимы деревней и, конечно, займут почетное место в истории русской поэзии, как песни последнего крестьянского поэта.
Что сказать о поэзии никитинцев?
Если у суриковцев все в прошлом и от суриковцев мы уже ничего не ждем, то у никитинцев, нам кажется, есть что-то молодое, пусть еще ошибающееся, пусть еще слишком надсоновское, но искреннее и может быть талантливое.