Зайцев Борис Константинович
"Горе от ума" на сцене Художественного театра

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Зайцев Б. К. Собрание сочинений: Т. 9 (доп.). Дни. Мемуарные очерки. Статьи. Заметки. Рецензии.
   М: Русская книга, 2000.
   

"ГОРЕ ОТ УМА" НА СЦЕНЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА

   Как нужно ставить комедию Грибоедова? Ответить на такой вопрос, пожалуй, и не очень просто. Конечно, все мы много раз видели это произведение на сцене, и практикой найден и установлен известный среднеприличный уровень его исполнения. Фамусова делают толстым, Скалозуба глупым, Чацкого "идеалистом". Но все это, разумеется, хорошо только для гимназических спектаклей, для открытия сезона.
   Если же спросить: где дух, сердце и главный нерв комедии? Каков се художественный стиль? В каких тонах она написана и как воплотить эти тона на сцене? -- то здесь ответы могут сильно разойтись и даже, быть может, трудно будет столковаться в главном.
   "Горе от ума" -- произведение исключительное; не только по своим литературным достоинствам, но и по тому, как особняком стоит оно в нашем "пантеоне". Ко всему оно боком. В том роде, как оно написано, ничего до него не было, автор тоже был странный: дал одно огромное произведение и только, -- скоро умер и теперь кое-кто даже не вполне уверен, его ли это вещь. Стихи пьесы тоже в своем роде уникум. Но еще замечательнее то, что "Горе от ума" трудно отклассифицировать по признаку: "реализм". С одной стороны, конечно, -- реализм, новый, смелый по тому времени, -- и все же это не то, что мы видим впоследствии у Гоголя, Гончарова, Островского, Толстого. Настоящий реализм прежде всего сочен, красочен и, так сказать, мясист. В комедии много ярких слов, вошедших в пословицы, но общий ее колорит -- суховатая стильность. Большинство действующих лиц как-то бездушны, в них нет живой игры материи; на всех лежит сероватый налет чего-то такого, что, если чуть еще усилить его, -- обратится в серый картон. Если действующих лиц "Ревизора", например, хорошенько пожать, то потечет сало и еще какой-то живой, теплый сок; из фигур же "Горя от ума" ничего не выжмешь, они все заранее слегка подсушены, они все именно "фигуры"; быть может, даже нечто от марионетки есть в них. (Чацкий, напр., -- Скалозуб -- безусловно написаны каждый в одном тоне; Фамусов несколько выделяется, но гости, княжны, старухи -- опять силуэты в одной плоскости.)
   Таким "Горе от ума" представляется нам; быть может, другому глазу оно кажется и несколько иным, но несомненно одно, что режиссеру, ставящему пьесу, как и вообще художнику, творящему нечто, это нечто должно рисоваться совсем определенно. Здесь -- первое условие удачи работы. Сказать можно только то, что ярко в самом.
   Было ли что-нибудь сказать по поводу "Горя от ума" у Художественного театра? Думаю, -- нет. Не говоря о характере единства, в исполнении отсутствовало и вообще какое бы то ни было единство. Главного центра, к которому тяготеют детали, не было; впечатление получалось, -- что играет оркестр без дирижера. Отдельные таланты были -- но этого мало.
   Когда шла "Чайка" или "Дядя Ваня" -- невидимо присутствовала душа Чехова. Души Грибоедова нет, -- вместо нее воспринимается масса деталей, отдельные образы, иногда удачные (Лилина, Качалов), иногда режущие глаз (Станиславский, Германова). Выходя из театра, спрашиваешь себя: что заинтересовало этих талантливых людей в "Горе от ума?" Пусть их понимание расходится с нашим, -- но все-таки где же оно? Ответа нет.
   Вероятно, "Горе от ума" просто не в репертуаре Художественного театра; нельзя безнаказанно быть превосходным Тригориным и Фамусовым, и т. д. Очевидно, душа организма, называемого Художественным театром, звуча в тон с духом Чехова, Гауптмана, иногда Ибсена, -- не соединяется с Грибоедовым, и артисты поют не свои арии.
   "Художники всех стран, познайте самих себя".
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Журнал свободной мысли "Перевал". M., 1906. Нояб. No 1. Рецензия на премьерный спектакль Московского Художественного театра, состоявшийся в 1906 г. Комедия А. С. Грибоедова на сцене этого театра шла и в дальнейшем.
   С. 26. ...нельзя безнаказанно быть превосходным Тригориным и Фамусовым. Тригорин -- персонаж пьесы Чехова "Чайка". Фамусов -- герой комедии Грибоедова "Горе от ума". Эти роли в спектаклях МХТ играл К. С. Станиславский.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru