Замятин Евгений Иванович
Бернгард Келлерман. Сочинения. Т. I-iv

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

Е. И. Замятин

  

Бернгард Келлерман. Сочинения. Т. I--IV
(Романы: "В туннеле", "Ингеборн", "Море", "Идиот") В переводе с нем. Изд-во "Прометей".

  
   Замятин Е. И. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 4. Беседы еретика
   М., "Дмитрий Сечин", "Республика", 2010.
  
   Мы-то, известно, на кухне у Господа Бога живем -- про нас-то уж что толковать. А вот как в чистых-то горницах народу живется, в Европах разных да в Америках?
   Рассказывает о том последний келлермановский роман "В туннеле". Об Америке, о деньгах и машинах... нет, о деньжищах и машинищах, о рабах денег и машин.
   Героем машинного романа -- кому же и быть как не инженеру, машинному богу? Инженер Мак-Аллан задумал немалое: провести под океаном туннель подземный из Нью-Йорка до самой до Франции, ни много ни мало на пять тысяч верст. Сюжет-то уэллсовский, да. Но так хорошо, от души, толкует о нем Келлерман, что веришь, дотла веришь, никакой сказкой и не пахнет в романе: одна жизнь -- сумасшедшая, машинная, нынешняя жизнь. Только завертел Келлерман колеса этой жизни в сто раз быстрее, и все мчится в романе с оглушительным грохотом, мелькают стальные злые зубцы, крошат человечьи тела.
   Туннель начали рыть. Согнулись, копая, сто тысяч людей. Вырос новый рабочий город, выткалось новое над городом дымное небо. Закопошились золотые цари, выбросили миллионы на туннель -- на миллионные барыши надеются. Засверкала, заорала, оглушила реклама. Запрыгали, замигали таинственно призраки "кинемо". И вот уж прикованы к туннелю миллионы маленьких людей: вложили в туннель свои отложенные про черный день деньги.
   В подземной глуби, в жаре адовой, крутились бурильные машины, мололи землю -- и людей. Первым измололи жизнь самого Аллана, машинного бога.
   Была у Аллана жена, Мауд, был ребенок, было кроткое человеческое счастье. Но вселился в Аллана, как бес, туннель -- и некогда ему уже быть счастливым: работать и работать, туннель не ждет, деньги не ждут, проценты не ждут. Томилась и чахла любовь Мауд без солнца, без Аллана. Уже близка была к Мауд новая любовь -- но тут вошли в жизнь злые силы, только до времени человеку покорные.
   Началось с взрыва бурильной машины: ухнула, разнесла, брызнула землей и кусками людей, запылали балки, подпоры. А до выхода из туннеля -- всего 25 верст, 25 верст до спасенья. И вот во тьме подземной бег безумных людей, животный рев, выстрелы, стоны. А дым душит, гонится по пятам...
   Узнали о подземном наверху -- и встала на дыбы другая стихия, людская. Разорвали бы рабочие Аллана, машинного бога, который придумал туннель, -- но не было Аллана. Ревели и кидали камнями в других инженеров. Шли и искали исхода горю и гневу.
   И навстречу им вышла маленькая Мауд, кроткая, с ребенком Эдифью. Уж ее-то, Мауд, не тронут: ведь это она санатории строила и больницы для рабочих, это она ведь была их врачом, врачевала их раны, и нужду, и горе.
   Но стихии не знают пощад. Убили Мауд, убили ребенка -- ведь это были жена и ребенок Аллана.
   Аллан вернулся. Сын рабочего и бывший рабочий -- он хранил в себе от предков божественную силу гнева. Направил Аллан на бушующую толпу разъяренный свой автомобиль, поехал по людям...
   Бросили рабочие работу, опустели подземелья, умерли машины.
   Забили набат на бирже. Маленькие люди схватились за свои вклады -- ах, как бы не пропали -- вереницей потянулись к кассам Туннель-синдиката. Но Туннель-синдикат не платил: изменила и третья стихия -- деньги. Подожгли тридцатиэтажный дом Туннель-синдиката, ухнула вавилонская башня, сам Аллан, бог машинный, еле-еле спасся...
   Но -- спасся, чтобы снова влечь свое рабство деньгам и машинам. Неотвязный бес все точил его и точил. И вот -- венец жизни машинного бога: Аллан продался дочери Ллойда, миллиардера, женился на ней. На звонкое золото променял Аллан горько-сладкие воспоминания о маленькой своей, кроткой Мауд.
   Есть деньги -- есть рабочие; есть рабочие -- достроен туннель... Но съел он Мак-Аллана: разбитым уж, седым стариком ведет Аллан первый поезд сквозь туннель. Поезд пришел в Европу с опозданием на 12 минут...
   Странно читать городского Келлермана -- каков он в "Туннеле". Не таким мы знали его в прежних романах: нежным, певучим, тончайшим был он там; ловил зеленые шорохи, шепоты трав, глядел в голубую глубь. И вдруг -- грохот и вихрь, и безумный пляс жизни, и смертно-бледные, усталые люди "Туннеля". "Ингеборг" и "Туннель" -- два конца Келлермана и две лучшие его вещи. За "Ингеборг" строгие люди честят Келлермана: очень-де уж похоже на Гамсуна, на норвежца. Оно верно: отраженным светом светит "Ингеборг". Но что ж: ведь и луна -- светило, и луна умеет колдовать отраженным, зеленым своим светом...
   Между двумя концами, между "Ингеборг" и "Туннелем", живут другие две келлермановские книги: "Море" и "Идиот". "Море" еще цветет красками "Ингеборг", но краски тут стали уж куда водянистей. "Идиот" -- по-русски бы лучше "Иванушка-дурачок" -- повесть о странном человеке, который захотел быть христианином, да не каким там нибудь, а настоящим. По письму, по ликам "Идиот" -- ступень от сердечных книг Келлермана к удивительному его роману общественному, к "Туннелю". И как всякая ступень -- сероват и бледен этот роман -- "поелику ни холоден, ни горяч, но тепл".
  
   1914
  

КОММЕНТАРИИ

  
   Впервые: Ежемесячный журнал. 1914. No 5. С. 155.
   Печатается по: Сочинения. Т. 4. С. 500--502.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru