Замятин Евгений Иванович
Психология творчества
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Замятин Евгений Иванович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1919
Обновлено: 06/02/2014. 18k.
Статистика.
Очерк
:
Критика
Критика и публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Е. И. Замятин
Психология творчества
Замятин Е. И. Собрание сочинений: В 5 т.
Т. 5. Трудное мастерство
М., "Республика", "Дмитрий Сечин", 2011.
Искусство
большое
и искусство
малое.
Художественное творчество и художественное ремесло.
Ex.: Соната Бетховена -- написать и сыграть...
Художник-творец должен знать
технику
соответствующего художественного ремесла.
Ex.: Этой технике можно научить. Постановка голоса.
Idem, что научить
любить, влюбляться.
Необходимость влюбления.
Ex.: "Фома Гордеев". Андрей Болконский. Барыба.
Творческий процесс -- мучительно-радостный, как влюбленность и как материнство.
Ex.: Гейне, "Всякая книга... 9 месяцев".
Аналогия с материнством: мы создаем
живых людей
из себя. Жизнь -- материал, не больше, чем камень.
Ex.: Репин. Растрелли.
Почему мало материалов о психологии творчества? Работа в
подсознании.
Аналогия с
гипнозом.
Воду в вино. Если бы писателей гипнотизировать...
Трудность -- самогипноз.
Наркотики. Мучительность.
Ex.: Чехов (стр. 6 лекций), Мопассан, Флобер (стр. 7).
"Сгущение
мысли". Вдохновение -- естественное "сгущение".
Творчество во сне.
Ex.: Пушкин, Гамсун.
Ex.: Холодная пуговица --
гильотина.
Творчество во сне -- не логическим путем, а путем
ассоциаций.
Надо развивать способность к ассоциациям.
Ex.: Леонид Андреев -- паутина.
Вдохновение. Неожиданность.
В хирургии есть подразделение на
большую хирургию
и
малую:
большая --
это искусство
делать операции, и хорошим хирургом может быть только человек, имеющий к этому талант; малая -- это ремесло, и научиться делать перевязки, вскрывать нарывы может всякий.
Астрономия --
тоже разделяется на большую и малую: малая -- это та часть прикладной астрономии, которая нужна, например, для того чтобы определить положение корабля в море, проверить хронометр по солнцу и т. д.
То же самое подразделение я вижу и в искусстве. Есть
большое искусство и малое искусство,
есть художественное
творчество
и есть художественное
ремесло.
Написать
"Чайльд-Гарольда"
мог только Байрон; перевести "Чайльд-Гарольда" может всякий, прослушавший курс... Написать
"Лунную сонату"
мог только Бетховен; сыграть ее на рояле -- и неплохо -- могут очень многие.
Написать
"Чайльд-Гарольда" и "Лунную сонату" -- это художественное
творчество,
это -- область
большого искусства; перевести
"Чайльд-Гарольда" или
сыграть
"Лунную сонату" -- это область художественного ремесла, малого искусства. И совершенно ясно, что если можно
научить малому искусству,
художественному ремеслу, то научить большому искусству, художественному творчеству нельзя:
нельзя научить писать "Чайльд-Гарольдов" и "Лунные сонаты".
Вот отчего я с самого же начала отрекаюсь от
вывешенного заглавия
моего
курса.
Научить писать рассказы или повести
нельзя.
Чем же мы будем тогда заниматься?
-- спросите вы. -- Не лучше ли разойтись
по домам?
Я отвечу: нет. Нам все-таки есть, чем заниматься.
Малое искусство,
художественное ремесло -- непременно
входит
в качестве составной части в большое.
Бетховен,
чтобы написать "Лунную сонату", должен был узнать сперва законы мелодии, гармонии, контрапункта, то есть изучить музыкальную технику и технику композиции, относящуюся к области художественного ремесла. И
Байрон,
чтобы написать "Чайльд-Гарольда", должен был изучить технику стихосложения. Точно так же и тому, кто хочет посвятить себя творческой деятельности в области художественной прозы, нужно сперва изучить
технику художественной прозы.
Искусство развивается,
подчиняясь
диалектическому
методу, о котором я говорил прошлый раз. Искусство работает
пирамидально:
в основе новых достижений положено использование всего, накопленного там, внизу, в основании пирамиды. Революций здесь не бывает, больше, чем где-нибудь, -- здесь
эволюция.
И нам надо знать то, что в области техники художественного слова сделано до нас.
Это не значит,
что вы должны идти по старым путям:
вы должны вносить свое.
Художественное произведение только тогда и ценно, когда оно
оригинально
и по содержанию, и по форме. Но для того,
чтобы прыгнуть вверх,
надо оттолкнуться от земли, надо, чтобы была земля.
Никаких
законов,
как надо писать, нет и не может быть: всякий должен писать
по-своему.
Я могу только рассказать, как я пишу, как пишут вообще: могу сказать,
не как надо
писать, а
как не надо
писать.
Итак,
главным предметом наших работ будет техника художественной прозы. Тем, у кого есть способность
к творчеству, это поможет скорее вылупиться из скорлупы; тем, у кого нет -- эти занятия могут быть только любопытны, могут дать некоторые сведения в области анатомии произведений художественного слова. Полезно
для критических работ.
Те, у кого есть
голос,
нуждаются в правильной
"постановке"
голоса, как называют это певцы. Это --
вторая
задача. Но тех, у кого нет голоса, разумеется, нельзя научить петь.
Если бы я
стал обещать
вам всерьез, что научу вас писать повести и рассказы, это звучало бы так же нелепо, как если б я обещал научить вас искусству
любить, влюбляться,
потому что это -- тоже искусство, и для этого тоже требуется талант.
Я
не случайно
взял это сравнение: для художника
творить
какой-нибудь образ
значит быть влюбленным
в него.
Гоголь
непременно был влюблен -- и не только в героического Тараса Бульбу, но и в Чичикова, в Хлестакова, в лакея Петрушку.
Достоевский
был влюблен в Карамазовых -- во всех: и в отца, и в обоих братьев.
Горький
в
"Фоме Гордееве"...
фигура старика Маякина: он должен был выйти
типом отрицательным:
это -- купец. Я помню отлично: когда я писал
"Уездное",
я был влюблен в Барыбу, в Чеботариху --
как они ни уродливы, ни безобразны.
Но есть -- может быть -- красота в безобразии, в уродливости.
Гармония Скрябина,
в сущности, уродлива: она сплошь состоит из диссонансов -- и тем не менее она прекрасна. Совпадение с
Блоком...
Об этом я говорю не для того, чтобы доказать всю
ту аксиому,
что творчеству научить нельзя, а
для того чтобы описать вам этот процесс творчества
-- поскольку это возможно и поскольку это знакомо мне по собственному опыту.
Совершенно так же, как и влюбленность, -- это одновременно
радостный
и
мучительный
процесс. Еще ближе, быть может, другая аналогия: с
материнством.
Недаром же у
Гейне
в его "Gedanken" есть такой афоризм: "Всякая книга должна иметь свой естественный рост, как дитя. Честная женщина не рожает своего ребенка до истечения 9 месяцев".
Эта аналогия самая естественная: потому что ведь и
писатель, как женщина-мать, создает живых
людей, которые страдают и радуются, насмехаются и смешат. И так же, как мать своего ребенка, писатель своих людей
создает из себя,
питает их собою -- какой-то нематериальной субстанцией, заключенной в его существе.
У нас
немного материала
для того, чтобы получить понятие о самом процессе творчества. Писатели редко говорят об этом. Да это и понятно: творческий процесс проходит главным образом в таинственной области
подсознания. Сознание,
ratio, логическое мышление, играет второстепенную,
подчиненную
роль.
В момент творческой работы писатель находится в состоянии
загипнотизированного:
сознание загипнотизированного воспринимает и разрабатывает лишь те впечатления, материал для которых дает гипнотизер. Вы можете
щипать, колоть
загипнотизированного субъекта, дать ему понюхать нашатырный спирт -- он ничего не почувствует. Но подходит гипнотизер, дает выпить глоток воды и говорит:
"Это шампанское"
-- и у загипнотизированного в сознании появляются сразу все
ассоциации, вкусовые
и
эмоциональные,
связанные с шампанским: он говорит, что ему весело, описывает вкус шампанского и т. д. Словом, у него является
творчество.
Но чуть только сознание загипнотизированного
выйдет из-под воли гипнотизера --
творчеству конец:
из воды
человек уже не в состоянии создать
вина,
человек уже не в состоянии сотворить этого
чуда в Кане Галилейской.
Мне не раз приходило в голову, что, вероятно,
под гипнозом писатель писал бы
в 10 раз быстрее и легче. К сожалению, опытов в этом направлении не производилось. Вся трудность творческой работы в том, что
писателю приходится совмещать в себе
и гипнотизера, и гипнотизируемого, приходится гипнотизировать себя самого, самому усыплять свое сознание, а для этого, конечно, нужна
очень сильная воля
и очень живая
фантазия.
Недаром же многие писатели, как известно, прибегают во время работы к
наркотикам,
для того чтобы усыпить работу сознания и оживить работу подсознания, фантазии.
Пшибышевский
не мог писать иначе, как имея перед собой коньяк;
Гюисманс,
да и не он один, пользовался для этой цели опием, морфием.
Андреев
во время работы пил крепчайший чай.
Ремизов,
когда пишет, пьет кофе и курит.
Я
без папиросы не могу написать и страницы.
Все это, повторяю, для того чтобы
усыпить работу сознания,
подчинить ее подсознанию.
Попытка анализировать
творческий процесс неминуемо приводит к тому, что на первый план выступает сознание,
загипнотизированный просыпается,
творческая работа останавливается, а стало быть, и анализу конец. Это не раз я испробовал на
собственном опыте. Вот чем объясняется,
что у
писателей
мы
так мало
находим указаний на то, как проходит творческий процесс. Мы находим только
неопределенные указания
на то, что писать трудно, или радостно, или мучительно.
Чехов
в письме к Л. Гуревич: "Пишу медленно, с длинными антрактами. Пишу и переделываю -- и часто, не кончив, бросаю". В другом письме: "Пишу и зачеркиваю, пишу и зачеркиваю". В последний период он уже не писал, а как <бы> шутя говорил про себя --
"рисовал"
(красные чернила).
Мы знаем, что представляют из себя
рукописи Толстого, Пушкина:
сколько исправлений и вариантов -- и, стало быть, сколько творческих мук.
Мопассан.
"Сильна как смерть". Во 2-й части романа чуть ли не каждая фраза менялась и перестраивалась. Заключительная фраза -- 5 вариантов! Это писалось уже в период, когда у Мопассана сказывалась его болезнь все больше. Явно чувствуется именно то явление, о котором я говорил: автор не в состоянии загипнотизировать себя, свое сознание; сознание анализирует каждое слово, пересматривает, перекраивает.
Флобер.
"Саламбо". "Чтобы книга потела правдой, нужно быть по уши набитым предметом. А дальше начнется пытка фразы, мучение ассонанса, терзания периода". "Я только что закончил 1-ю главу и вот не нахожу в ней ничего хорошего, я отчаиваюсь из-за этого дни и ночи. Чем больше я приобретаю опыта в своем искусстве, тем большим терзанием это искусство становится для меня: воображение не развивается, а требования вкуса все увеличиваются. Я полагаю, что немногие люди выстрадали из-за литературы столько, сколько я". "Что за собачий сюжет! Трудность в том, чтобы отыскать верную ноту. Это достигается
путем крайнего сгущения мысли, достигнутого естественно или усилием воли,
но отнюдь не тем, чтобы просто вообразить незыблемую правду, сиречь, целую историю подробностей рельефных и правдоподобных".
Вот это самое
"крайнее сгущение мыслей"
или то, что я называл
самогипнозом,
является
необходимым и самым трудным
условием творческой работы. Иногда это состояние самогипноза, "сгущения мысли", приходит само собой, без усилия воли -- и это, в сущности, представляет собою то, что именуется
вдохновением.
Но это случается
редко.
Для того чтобы писать
большую вещь,
приходится каким-то усилием воли достигать этого состояния "сгущения мысли" -- и
научить этому нельзя:
это какая-то органическая способность, и ее можно
только развить
в себе еще больше, если она имеется налицо.
Моменты творческой работы очень похожи еще вот на что: на
сновидение.
Тогда сознание тоже наполовину дремлет, а подсознание и фантазия работают с необычайной яркостью.
О близости и верности
этого уподобления говорит то, что, по свидетельству многих писателей, решение той или иной творческой задачи им приходило во сне. Во сне пришли в голову
Пушкину
какие-то строфы из "Цыган".
Гамсун
всегда кладет возле себя на ночной столик карандаш и бумагу, чтоб записывать то, что вдруг приходит ему в голову, когда он просыпается среди ночи.
Я сам
по себе замечал...
Мысль человека в обыкновенном состоянии работает
логическим путем,
путем силлогизмов. При творческой работе мысль, как и во сне, идет
путем ассоциаций. В связи
со словом, вещью, цветом, отвлеченным понятием, о которых идет речь в повести, романе, рассказе -- у писателя возникает целый рой ассоциаций.
На долю сознания
выпадает из этих ассоциаций
выбрать
наиболее
подходящую. Чем богаче способность к ассоциации,
тем богаче образы автора, тем они оригинальней и неожиданней. Богатейшая способность
Гофмана
к ассоциациям делает его рассказы положительно похожими на какие-то
причудливые сны.
Недавно
Горький
читал свои воспоминания об
Андрееве
и там приводил такие слова Андреева, у которого тоже была богатая способность к ассоциациям: "Я пишу слово
"паутина"
-- и мысль начинает разматываться, и мне приходит в голову учитель реального училища, который говорил тягуче, имел любовницу -- девицу из кондитерской; эту девицу он называл Милли, а подруги на бульваре звали ее Сонька-Пузырь".
Смотрите, какая
богатая и причудливая ассоциация,
связанная с одним только словом "паутина". Творческая
мысль писателя
работает так же,
как у всех людей во сне.
Мы нечаянно трогаем во сне
горло холодной перламутровой пуговицей
на рукаве.
В нормальном состоянии,
когда сознание трезво работает и контролирует наши ощущения, никаких ассоциаций, никаких эмоций это прикосновение пуговицы не вызовет.
Но во сне, когда сознание послушно подсознанию,
прикосновение пуговицы тотчас же ассоциируется с прикосновением холодного стального
ножа
-- и в какую-нибудь долю секунды мы увидим:
нож гильотины --
мы осуждены на казнь -- в тюрьме -- на двери луч света из узенького окошка, блестит замок -- замок звякнул, это входит палач, сейчас поведут...
Эту
способность к ассоциированию,
если она вообще есть,
можно и нужно развить
путем упражнений. И это мы попробуем. Дальше мы увидим, что в числе художественных приемов --
один из тончайших и наиболее верно
достигающих цели -- рассчитан на сообщения мысли читателя определенных ассоциаций, необходимых для достижения известного, задуманного автором эффекта.
КОММЕНТАРИИ
Лекция впервые прочитана перед молодыми литераторами в литературной студии Дома искусств (Петроград) в 1919 г.
Напечатана: Сочинения. Т. 4. Мюнхен, 1988 (под редакцией Е. Жиглевич и Б. Филиппова при участии А. Тюрина); Литературная учеба, 1988. No 5. С. 136-139 (публикация А. Стрижева).
Конспект (от слов "Искусство
большое
и искусство
малое"
до слова: "Неожиданность") публикуется впервые.
Судя по содержанию эта лекция явилась первой в семинаре "Как писать рассказы", который вел Замятин.
Студия, открывшаяся 10 декабря 1919 г., явилась преемницей студии при издательстве "Всемирная литература" (организована в начале февраля; тогда же в число ее основных руководителей и лекторов вошел Е. Замятин; одной из основных целей студии было прокламировано: "литературное образование молодых поэтов и беллетристов").
Корней Чуковский вспоминает о лекциях в студии Дома искусств в своем дневнике 29 марта 1922 г.: "В период черных годов 1919-1921 я давал оглушенным и замученным людям лекции Гумилева, Горького, Замятина, Блока, Белого..."
(Чуковский К. И.
Дневник. 1901-1929. М., 1991. С. 203).
С. 317.
...у Гейне в его
"Gedanken"
есть такой афоризм... --
"Gedanken" -- букв.: "Мысли"
(нем.) --
сборник афоризмов и кратких высказываний Генриха Гейне, впервые собранных и изданных А. Штродтманом уже после смерти поэта под названием "Мысли и идеи" -- в 1869 г. В 1925 г. было выпущено исправленное и дополненное издание в составе тома "Прозаическое наследие Гейне".
С. 318.
...человек уже не в состоянии сотворить этого чуда в Кане Галилейской.
-- О чуде, которое сотворил Иисус Христос во время свадьбы в Кане Галилейской, превратив воду в вино, рассказывается в Евангелии от Иоанна (гл. 2, ст. 3--11; гл. 4, ст. 46).
С. 319.
...в письме к Л. Гуревич...
-- Замятин цитирует с неточностями письмо к редактору "Северного вестника" Л. Я. Гуревич от 22 мая 1894 г.
Оставить комментарий
Замятин Евгений Иванович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1919
Обновлено: 06/02/2014. 18k.
Статистика.
Очерк
:
Критика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.