ЗАПОЛЬСКАЯ-СНЕЖКО Габриель [Sniezko-Zapolska, 1860--1921] -- польская беллетристка и драматург. Главная представительница натуралистической школы в Польше. Под сильным влиянием Золя она изображала жизнь с самой неприглядной стороны, и в ее произведениях, за исключением, пожалуй, самого последнего времени, почти нет положительных типов. Весьма характерно заглавие "Menazeria ludzka" (Человеческий зверинец), данное ею одному из томов ее рассказов. Это -- галерея моральных уродов, причем они не столько выделяются своей преступностью, сколько мизерностью их побуждений и поступков. Галицийское и, прежде всего, львовское мещанство, среди которого жила З., давало ей достаточно примеров той мелкотравчатости и пошлости, к-рая характеризует ее "героев". При всем своем натурализме З. чужд псевдонаучный объективизм. Она была моралисткой, и все ее романы ярко тенденциозны, особенно более ранние произведения, в к-рых З. резонерствует и поучает. Не будучи революционеркой, З. предлагает для улучшения общественных отношений либеральные рецепты. В фокусе ее интересов -- положение женщины, для к-рой она требует "справедливости". Женщина З. -- почти всегда бессильное, безвольное создание, жертва мужского эгоизма. Большинство ее романов всегда представляют собой биографию несчастной женщины. Таков нашумевший роман "Kaśka Karjatyda" (Каська Кариатида, 1887) -- история молодой деревенской девушки-прислуги, к-рую нужда забросила во Львов; там она жестоко эксплоатируется "господами", становится любовницей молодого дворника, покидающего ее, когда она забеременела, служит моделью у живописца, голодает, и наконец после смерти тело ее попадает в анатомический театр, чтобы еще в последний раз послужить человечеству. З. не скрывает нравоучительной тенденции своего романа, цель к-рого привить "господам" более человечное и отзывчивое отношение к ... "прислуге". Аналогичный характер носит и роман "Przedpiekle" (Преддверие ада, 1889), изображающий роковые последствия неправильного воспитания молодых девушек из "общества", воспитания, уродующего их телесно и духовно. Действительность изображена здесь еще ярче и беспощаднее, чем в "Кариатиде". К тому же обличающему жанру принадлежат и сценические произведения З., прежде всего широко известная "Мораль пани Дульской" [1907], комедия, в которой нет ни одного положительного типа и где мещанская пошлость и лицемерие обрисованы с такой силой, что слово "дулыцина" стало в Польше ходячим.
Библиография:
Произведения З., кроме указанных: Malaszka [1883]; Szmat zycia (Клочок жизни, 1892); Antysemitnik (Антисемит, 1896); Corka Tuśki (Дочь Туськи); О czem sie nie movi (О чем не говорят); O czem sie nawet myslec nie chce (О чем даже думать не хочется).
Драматические произведения: Panna Maliczewska (Панна Малишевская, 1911); Tamten (Тот, 1896); Car jedzie (Царь едет, 1898).
На русск. яз.: Собр. сочин., 7 тт., М., 1910--1913. В пореволюционное время изд.: Нравственные устои, или мораль пани Дульской, Комедия в 3 д., перев. С. Сабурова, М., 1922; О чем даже думать не хотят. Роман, перев. С. Михайловой-Штерн, изд. "Пучина", М., 1928, и др.
Г. Каменский
Источник текста: Каменский Г. Запольская-Снежко // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 4. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 312--313.
Запо́льская (Zapolska; псевд.; наст. фамилия -- Корвин-Пётровская, в первом замужестве -- Снежко, во втором -- Яновская; писала также под псевд. -- Юзеф Маскофф), Габриеля (1860 или 1859, Киверцы на Волыни, -- 17.XII.1921, Львов) -- польская писательница и актриса. Выступала на сценах Кракова, Познани и др., в разъездной провинц. труппе, в 1889--95 в Париже, одновременно занималась журналистикой, в 1902--03 вела в Кракове частную драматич. школу. Печататься начала в 80-е гг. Многочисл. романы, повести, рассказы З.: сб. "Акварели" ("Akwarele", 1885), "Они" ("One", 1890), "Человеческий зверинец" ("Menażeria ludzka", 1893), драмы и комедии (частью переделанные из прозаических вещей З.) по уровню своему неравноценны: наряду с произведениями, основанными на прекрасном знании современных нравов и изображаемой среды, встречаются и поверхностные. Смелое реалистич. обличение обществ. зол сочетается с натуралистич. тенденциями ("Райская птица" -- "Rajski ptak", 1906). Лучшие драмы и комедии З., вошедшие в театр. репертуар, отличаются сценичностью, мастерством изображения персонажей, выразительностью диалога. В обличении мещанской среды, ее лицемерной морали З. поднималась до язвительной сатиры, ярких обобщений. Пьеса "Мораль пани Дульской" ("Moralność pani Dulskiej", 1906) породила нарицательное понятие "дульщина", обозначавшее ханжеское филистерство, морально-житейский кодекс мещанина. З. рисовала распад бурж. семьи, уродливость человеч. отношений: повести "Из дневника молодой жены" ("Z pamiętników młodej mężatki", 1899), "Сезонная любовь" ("Sezonowa miłość", 1904), "Дочь Туськи" ("Córka Tuśki", 1907), пьеса "Их четверо" ("Ich czworo", 1907, и т. д.); пороки помещичье-шляхетской среды: романы "Кусок жизни" ("Szmat życia", 1891), "Янка" ("Janka", 1895). З. обращалась к темам, считавшимся "запретными", таким, как проституция, венерич. заболевания (повести "О чем не говорят" -- "O czym się nie mówi", 1909; "О чем не хотят даже думать" -- "O czym się nawet myśleć nie chce", 1914), что вызывало обвинения писательницы в "безнравственности". З. изображала искалеченные женские судьбы, изломанные характеры: романы "Каська-Кариатида" ("Kaśka Kariatyda", 1887), "Преддверие ада" ("Przedpiekle", 1889), "Женщина конца века" ("Fin-de siecle'istka", 1894--96), пьесы "Жабуся" ("żabusia", 1896), "Панна Маличевская" ("Panna Maliczewska", 1912), "Безупречная женщина" ("Kobieta bez skazy", 1912, изд. 1923). З. обращалась также к теме патриотич. борьбы поляков (пьесы "Тот" -- "Tamten", 1898; "Сибирь" -- "Sybir", 1900), с гуманистич. позиций изображала жизнь евр. населения в пьесах "Малка Шварценкопф" ("Małka Szwarcenkopf", 1897), "Йойнэ Фирулкес" ("Jojne Firułkes", 1899). Она проявляла интерес к идеям социалистов (роман "Зашумит лес" -- "Zaszumi las", 1899; пьеса "В Домброве-Гурничей" -- "W Dąbrowie Górniczej", 1899), но эти ее произв. слабее в худож. отношении.
Сочинения:
Dzieła wybrane, t. 1--16, Kr., [1957--58]; в рус. пер. -- Собр. соч., т. 1--7, М., 1911--13; Пьесы, М., 1958 (Составл., вступ. ст., примеч. Б. Ростоцкого).
Литература:
Raszewski Z., Działalność teatralna Gabrieli Zapolskiej, Wr., 1951; Weniarz J., Gabryela Zapolska, Warsz. -- Kr., 1960.
Б. Ф. Стахеев.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 991--992.
Запольская (Zapolska) (псевдоним; настоящая фамилия Корвин-Петровская, в замужестве -- Снежко, Яновская) Габриеля (30.3.1857, Подгайцы, ныне УССР, -- 17.12.1921, Львов), польская писательница и актриса. Печаталась с 80-х гг. В прозе З. знание нравов, смелость обличения сочетались с натуралистическими тенденциями. Для драм и комедий З. характерны мастерство композиции и обрисовки персонажей, выразительность диалога. Лучшая из них -- "Мораль пани Дульской" (1906) -- сатира на лицемерие мещанства. З. писала о распаде буржуазной семьи ("Их четверо", 1907, и др.), искалеченных женских судьбах ("Лягушонок", 1896, и др.). Обращалась и к темам патриотической борьбы ("Тот", 1899), интересовалась идеями социалистов ("В Домброве-Гурничей", 1899; роман "Зашумит лес", 1899).
Сочинения в рус. пер.: Собр. соч., т. 1--7, М., 1911--13; Пьесы, М., 1958.
Лит.: Башинджагян-Арутюнова Н. З., Габриэля Запольская, в кн.: История польской литературы, т. 2, М., 1969.
Источник текста: Большая советская энциклопедия, издание 3-е. - Москва: Большая советская энциклопедия, 1970--1979.