Зелинский Василий Аполлонович
Русская критическая литература о произведениях...
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Зелинский Василий Аполлонович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1897
Обновлено: 23/10/2025. 7k.
Статистика.
Статья
:
Критика
О творчестве автора
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
1) Русская критическая литература о произведеніяхъ H. В. Гоголя, часть 3; 2) Русская критическая литература о произведеніяхъ Л. Н. Толстого, часть 4; 3) Критическіе комментаріи къ сочиненіямъ А. Н. Островскаго, часть 4, Хронологическій сборникъ критико-библіографическихъ статей; 4) Прибавленіе ко второму изданію двухъ выпусковъ книги: Собраніе критическихъ матеріаловъ для изученія произведеній И. С. Тургенева. В. Зелинскаго
. Москва, 1896 г. До послѣдняго времени г. Зелинскій издалъ 27 томовъ своихъ "хронологическихъ сборниковъ критико-библіографическихъ статей", стоимостью въ 26 р. 85 к. Это -- цѣлая библіотека, и не дешевая. На какую публику разсчитаны эти изданія, кто далъ возможность г. Зелинскому напечатать второе изданіе нѣкоторыхъ выпусковъ его сборниковъ?
Г. Зелинскій, несомнѣнно, не могъ имѣть въ виду спеціалистовъ. Спеціалистамъ доступны изданія, въ которыхъ первоначально помѣщены были критическія статьи; ихъ слишкомъ мало, чтобъ они могли окупить изданіе. Затѣмъ, они требовательны: имъ нуженъ полный сводъ матеріала; пробѣлы, сокращенныя изложенія, пропуски, разбросанные по разнымъ частямъ книги осколки статей не могутъ ихъ удовлетворить. Между тѣмъ г. Зелинскій беретъ далеко не все изъ найденнаго имъ критическаго матеріала. Часто онъ извлекаетъ изъ цѣльныхъ статей отдѣльныя мѣста и характеристики и затѣмъ располагаетъ эти обрывки въ порядкѣ литературныхъ произведеній и типовъ, а не авторовъ критическихъ статей. Далеко не всегда соблюдается имъ и хронологическая послѣдовательность. Все это заставляетъ думать, что г. Зелинскій имѣлъ въ виду большую публику и въ частности учащуюся молодежь.
Какъ показываетъ библіотечная статистика, запросъ на нашу классическую беллетристику и на серьезные и талантливые критическіе комментаріи къ ней у большой публики очень великъ, но предложеніе очень слабо: большинство классиковъ существуетъ у насъ въ искаженныхъ и малограмотнымъ изданіяхъ спекулятивнаго характера, критическая литература немногочисленна и часто мало доступна среднему читателю и по содержанію, и по цѣнѣ.
Въ еще болѣе печальномъ положеніи учащаяся молодежь, для которой совсѣмъ недоступны многія періодическія и неперіодическія изданія. Ея литературный интересъ чаще всего не находитъ себѣ никакого удовлетворенія.
Постановка письменныхъ работъ въ нашей средней школѣ, въ общемъ очень ненормальная, еще болѣе обостряетъ вопросъ. Всякому, вѣроятно, приходилось видѣть, въ какую тревогу обыкновенно приводитъ учащихся всякая литературная тема, съ какою безпомощною растерянностью они хватаются за все, что могло бы имъ дать матеріалъ для сочиненія, съ какою боязливою неумѣлостью они эксплуатируютъ этотъ матеріалъ.
Думаемъ, что именно эта публика вынесла на своихъ плечахъ 27 томовъ г. Зелинскаго.
Самъ г. Зелинскій не повиненъ ни въ одномъ "критическомъ комментаріи" или "разборѣ". Онъ просто перепечатывалъ чужія статьи, отъ времени до времени дѣлая изъ нихъ "критико-библіографическую" окрошку, и за каждую небольшую книжку, въ которой г. Зелинскому обыкновенно принадлежитъ только его фамилія, неукоснительно назначалъ не маленькую плату -- рубль. Впрочемъ, г. Зелинскому принадлежатъ еще оглавленія, въ которыхъ съ упорствомъ, достойнымъ лучшей участи, печатается "критическая выдержка" такого-то вмѣсто "выдержки изъ критической статьи" такого-то.
Указаны, впрочемъ, имъ также и источники, откуда взяты статьи, причемъ (въ очень рѣдкихъ случаяхъ) даны и поясненія, наприм.: "въ этой
критик
ѣ
, между прочимъ,
упоминается, какъ отнеслись къ
Нови,
въ
моментъ ея появленія,
нѣкоторые
бол
ѣ
е или мен
ѣ
е выдающіеся органы
нашей
печатной прессы"
(Тургеневъ, стр. 5),-- какъ будто бы есть и непечатная пресса.
Вмѣстѣ съ Даніиломъ Заточникомъ г. Зелинскій могъ бы сказать: "азъ бо аще не во Аѳинѣхъ растохъ, ни у философъ учихся, но быхъ падая по книгамъ, яко пчела по различнымъ цвѣтомъ: оттуду избираю сладость словесную, совокупляя мудрость, яко въ мѣхъ воду морскую".
Беретъ онъ "сладость словесную" съ самыхъ разнообразныхъ цвѣтовъ -- изъ статей нашихъ великихъ критиковъ, изъ ученыхъ монографій, изъ бѣглыхъ газетныхъ замѣтокъ, изъ диллетантскихъ компиляцій и даже изъ общедоступныхъ учебниковъ. Перепечатывая первоисточникъ и компиляцію, г. Зелинскій не замѣчаетъ иногда плагіата и даетъ
буквально
сходныя страницы подъ разными именами (наприм. Евстафьевъ и Де-Пуле о Тургеневѣ, Невзоровъ, Добролюбовъ и Писаревъ -- о немъ же). Выхваченные изъ цѣльныхъ статей отрывки иногда теряютъ всякій смыслъ и всякое значеніе.
Какъ кто-то уже выразился относительно г" Зелинскаго, у него "все чужіе разборы и, притомъ, собранные безъ всякаго разбора". Пропуская часто существенное и цѣнное, г. Зелинскій съ особеннымъ усердіемъ налегаетъ на нѣкоторыхъ излюбленныхъ авторовъ. по несчастной случайности, эти авторы -- г. Буренинъ, Ю. Николаевъ и Незелоновъ. Тенденціозное и беззастѣнчивое "подсиживанье" въ духѣ
Московскихъ В
ѣ
домостей,
бездарная компиляція и пошлая болтовня -- вотъ тѣ оттѣнки, которые чаще всего выступаютъ въ крайне пестрой мозаичной картинѣ г. Зелинскаго.
Чтобы но быть голословными, возьмемъ наудачу нѣсколько выдержекъ.
Читатель, заинтересованный пьесой Островскаго
Не все коту масляница,
вотъ, на прим., что узнаетъ изъ статьи "Театральнаго нигилиста" (Островскій, стр. 123--4): "А. Н. Островскій
очень скоръ
на сочиненія. Въ истекшемъ году онъ написалъ много произведеній:
Л
ѣ
съ, Не все коту масляница
и
Не было ни гроша, да вдругъ алтынъ.
Послѣдняя -- большая комедія въ пяти дѣйствіяхъ -- напечатана въ 1-й книгѣ только что вышедшихъ
Отечественныхъ Записокъ.
Всего онъ написалъ 14 актовъ. Не шутка! При всемъ нашемъ уваженіи къ г. Островскому, мы должны сказать, что эта скоропоспѣшность мѣшаетъ дѣлу. Такъ, изъ нашего разбора комедіи
Л
ѣ
съ
читатели видѣли, что за пустота содержанія этой комедіи, что за лица въ ней выведены... Г. Островскій обратился нынѣ, по волѣ судебъ, въ писателя, "отрыгающаго жвачку", и этимъ-то именно объясняется та скорость, которая въ послѣднее время замѣтна въ дѣятельности г. Островскаго. Отрыгнетъ г. Островскій свою комедію
Воспитанница,
прижуетъ къ ней трагика Несчастливцева и комика Счастливцева -- и получится
Л
ѣ
съ
въ настоящемъ значеніи слова. Отрыгнетъ дѣйствующихъ лицъ комедіи
Въ чужомъ пиру похмелье:
пожевавъ, получитъ
Не все коту масляница".
Не правда ли, какъ остроуменъ и назидателенъ г. "Театральный нигилистъ", какъ удаченъ выборъ г. Зелинскаго?
"Русская Мысль", кн.
XI,
1897
Оставить комментарий
Зелинский Василий Аполлонович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1897
Обновлено: 23/10/2025. 7k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.