Жанен Жюль
Жюль Жанен: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

Жанен

   (Jules Janin) - известный французский критик-фельетонист, член французской академии (1804-1874). Рано стал писать в газетах бойкие политические и литературные статьи; основал " Revue de Paris " и " Journal des Enfants"; издал серию литературных портретов. С 1829 г. Ж. сделался постоянным сотрудником "Journal des Débats", а с 1836 г. стал заведовать отделом театральной критики. На театральных фельетонах в "Journ. des Débats" основана громкая литературная известность Ж. В течение 40 лет он неустанно следил за развитием французского театра, часто обнаруживая большую проницательность: он первый заметил талант Рашели и положил основание ее славе, способствовал успеху Понсара и Гонкуров и т. п. Строго выдержанной эстетической теории у Ж. нет, он пишет большей частью под влиянием случайного настроения; талант его сказывается ярче всего в остроумных отступлениях. По легкости и грациозности стиля Сент-Бев ставит Ж. наряду с Дидро и Нодье. Большинство драматических фельетонов Ж. собрано под заглавием: "Histoire de la littérature dramatique" (П., 1858). Кроме того, он издал "L'Ane mort et la femme guillotinée" (1829), "Barnave" (1831), "Contes fantastiques", "La Religieuse de Toulouse", переводы Горация и Вергилия и многое др. Лучшей его вещью считается "La fin d'un monde et du Neveu de Rameau" -- талантливое воспроизведение жизни французского общества XVIII в.
   См. Piedagnel, "Jules Janin" (1874-1875); Sainte Beuye, "Causeries de Lundi" (т. II, IV).

З. В. (Венгерова З.А.)

   Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
  

II.

   ЖАНЕН Жюль [Jules Gabriel Janin, 1804--1874] -- французский романист и журналист, один из популярных критиков своего времени. Был другом коммунаров Пиа и Барбье, но сам не отличался устойчивостью политических взглядов и менял их в зависимости от обстоятельств. Ж. -- родоначальник той эклектической и беспринципной литературно-художественной критики, к-рая утвердилась в буржуазной печати XIX века. Из всех его критических работ только отдельные статьи о французских художниках, вошедшие в недавно составленный из работ Жанена сборник "Романтическое искусство", представляют некоторый исторический интерес и поныне.
   Ж. был очень плодовит и упражнялся во многих лит-ых жанрах. Его романы имели злободневный характер и вызывали много толков благодаря своей политической тенденциозности. Они весьма любопытны, как одно из первых проявлений зап.-европейского натурализма. Ими зачитывалась передовая европейская интеллигенция. Творчество Ж., между прочим, влияло на Гоголя и "натуральную школу" 40-х гг. в России. Лучший роман Ж. "L'âne mort et la femme guillotinée" (Мертвый осел или гильотинированная женщина) был переведен в начале 30-х годов на русский яз.

Библиография:

   I. La confession, 1830; Barnave, 1831; Contes fantastiques et contes littéraires, 1832; Le chemin de traverse, 1836; Contes du chalet, 1859; Oiseaux bleux, 1864. Громадное количество критических статей и монографий о лит-ре, искусстве, археологии, театре и т. д. Подробную библиографию см. во II т. "La Grande Encyclopédie". На русск. яз. перев. Телеграф Ренсийский, "Телескоп", ч. 10, 1832,  14; Фантазии, СПБ., 1834; Дебюро. История двадцатикопеечного театра, 2 чч., СПБ., 1835; Сто тысяч-первая и последняя, Повесть, "Биб-ка для чтения", 1834, IV; Последний роман Бальзака, там же, 1835, X, и др.
   II. Гиппиус Вас., Гоголь, Л., 1924; Виноградов В., Жюль Жанен и Гоголь, "Лит-ая мысль", III, Л., 1925; Patin de la Fizelière A., Jules Janin et sa bibliothèque, 1874; Piedagnel I., J. G. Janin, 1884.

С. Р.

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 4. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 107.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le4/le4-1072.htm
  

III.

   Жанен (Janin), Жюль Габриель [16.II.1804, Сент-Этьенн (деп. Луара), -- 20.VI.1874, Париж] -- франц. писатель, критик и журналист. Чл. Франц. академии с 1870. С 1827 Ж. -- сотрудник париж. газ. "Figaro" ("Фигаро"), затем редактор "Quotidienne" ("Ежедневная газета"). В те же годы Ж. -- член второго "Сенакля", кружка романтиков. Интерес участников "Сенакля" к острым драматич. конфликтам и их внимание к "низменной", уродливой "натуре", отражавшей франц. действительность кануна июльской революции 1830, сказались на первых романах Ж. -- "Мертвый осел и обезглавленная женщина" ("L'âne mort et la femme guillotinée", 1829) и "Исповедь" ("La confession", v. 1--2, 1830). В "Исповеди" Ж. утверждал, что обычный парижский дом с его социальными контрастами "более достоин внимания писателя, чем ледники Швейцарии". Популярность романов Ж. во мн. европ. странах в 30--40-х гг. 19 в. объяснялась их прогрессивными тенденциями и эстетич. новизной. Первый рус. пер. "Мертвого осла..." (1831) привлек к Ж. внимание рус. печати. "Северная пчела", "Литературная газета", "Московский телеграф" горячо обсуждали романтич. натурализм романа, сравнивая Ж. даже с В. Гюго. Однако сам Ж. после 1830 быстро отрешился от увлечений молодости, особенно начав сотрудничать в правительств. газ. "Journal des débats" (с 1830). В течение 42 лет Ж. вел в ней театр. отдел, публикуя еженедельно фельетоны о новых пьесах и спектаклях, портреты-очерки совр. художников, артистов или нравоописательные, "физиологические" очерки быта бурж. Парижа. Эти злободневные, развлекат. статьи, иногда поддерживавшие прогрессивных романтиков (В. Гюго или Ф. Пиа), чаще были откровенно реакционными (прославляли Луи Филиппа или резко критиковали Э. Моро). Тем не менее они сыграли известную роль в создании жанра фельетона. Беспринципная, эклектическая, но живая и бойкая критика Ж. была популярна в бурж. кругах Франции, как и его очерки, публиковавшиеся иногда сериями, с участием мн. авторов ("Париж, или Книга ста одного" -- "Paris on le livre des cent-et-un", v. 1--15, 1831--34; "Французы в их собственном изображении" -- "Les français peints par eux-mêmes", t. 1--5, 1840--42). Кроме того, Ж. писал новеллы, историч. романы ("Тулузская монахиня" -- "La religieuse de Toulouse", 1850). Переосмысленное им продолжение романа Д. Дидро ("Конец одного мира и племянника Рамо" -- "La fin d'un monde et du neveu de Rameau", 1861) было резко осуждено К. Марксом ("К. Маркс и Ф. Энгельс об иск-ве", т. 1, М., 1957, с. 403). Ж. был популярным переводчиком с англ. яз. (С. Ричардсон, Л. Стерн и др.).
   Соч.: Œuvres diverses, v. 1--17, P., 1876--83; Barnave, P., 1860; Contes fantastiques, P., 1863; Béranger et son temps, v. 1--2, P., 1866; в рус. пер. -- Фантазии, ч. 1, СПБ, 1834; Дебюро, ч. 1--2, СПБ, 1835.
   Лит.: Виноградов В. В., Эволюция рус. натурализма, Л., 1929; История франц. лит-ры, т. 2, М., 1956; Томашевский Б. В., Пушкин и Франция, Л., 1960; Mirecourt E., J. Janin, Р., 1867; Piédagnel A., J. Janin, P., 1884.

М. А. Гольдман

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 911--912.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-9111.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru