Жданов Лев Григорьевич
Жданов Л. Г.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ЖДАНОВ Лев Григорьевич [наст. имя и фам. Леон Германович Гельман; 8(20).5.1864, Киев -- 20.11.1951, Сочи], ист. романист, драматург, поэт. Из евр. актерской семьи. Рано ощутил в себе разносторонние способности и "вкус к успеху", т. к. уже к 6 годам, по его словам, читал на 3 языках, начал писать стихи и выступать с родителями на сцене. По его свидетельству, учился в г-зиях Каменец-Подольска, Херсона, Одессы, но курса не окончил (ЦГАЛИ, ф. 2567, оп. 2, No 43). В 1881 -- 8 3 активный сотрудник одес. ж. "Маяк" и "Пчелка", корреспондент ж. "Суфлер". Начиная с 1881 помещал стихи и прозу в газ. "Николаев. вест.", "Курьер", "Новости дня", "Новости", "Россия", "Рус. земля", "Рус. вед.", "Бирж. вед.", в ж. "Артист", "Нива", "Звезда", "Нов. мир", "Родник", "Север", "Живописное обозр." и др. В 1881 поступил на проф. сцену и служил в нек-рых провинц. труппах и в столице. В 1888 работал режиссером в Одес. т-ре, а во 2-й пол. 1890-х -- суфлером в моек. Малом т-ре. Окончательно бросил театр. карьеру в 1898. В 1907--08 редактировал ж. "Заря новой жизни" -- моск. рождеств. прил. к газ. "Сиб. заря" (Иркутск), а также являлся ред.-изд. моск. развлекательно-публиц. ж. "Былое-грядущее" с прил. "Юность" и "Жизнь-сцена", обещавшими читателям и П. А. Кропоткина, и хиромантию. В 1908 ж-л был закрыт (за публикацию пьесы Ж. "До самой кровли" и очерка "Спрут" в февр. номере).
   В 1896 в Москве вышел первый сб. Ж. "Стихотворения", куда вошли и 2 его драм, поэмы "Ипатия" и "Мирра" (из древней истории; 2-е отд. изд.-- "Ист. поэмы", СПб., 1914). В 1906 опубл. сб. стихов "На заре свободы. Песни смутных дней" (СПб., 2-е изд., СПб., 1907), в 1914--сб. "Звуки прошедшего" (Од.). В своих стихах Ж., претендуя на злободневность (особенно после 1905), в осн. затрагивает темы, рассчитанные на отклик широкой части публики: страдания трудового угнетенного народа, возмездие угнетателям и т. п., стилизуя их под "рабочие песни", а отчасти эксплуатируя романтич. штампы. Первые опыты в прозе -- сб. рассказов "Женские тени" (М., 1899; 2-е изд., М., 1916), в к-ром Ж. представил психол. этюды разнообразных жен. характеров (кроткая, женщина-убийца, первая любовь старой девы и т.д.).
   Ж. написано ок. 30 пьес. В 1890-х Ж. осваивает жанры, преобладавшие тогда на сцене,-- одноактные комедии, "летние сценки": "Чертова мельница" (совм. с Н. А. Корсаковым, М., 1890), "Она жизнь поняла" ("Театр. б-ка", 1893, No 29; пост. моек. Малым т-ром в янв. 1895), "Залетела!" (М., 1896), "Ночной пикник" ("Театрал", 1898, No 162; пост. моек. Малым т-ром в апр. 1898) и др. В дальнейшем Ж. переходит к "серьезным" драмам, темой к-рых являются судьбы людей, захваченных денежной и деловой лихорадкой: "В сев. глуши" ("Театрал", 1897, No 112; пост. моек. Малым т-ром в апр. 1897), "Святая душа" (СПб., 1904), "Враг души и тела" (СПб., 1902) и др. Две его пьесы -- "Под колесом" (СПб., 1902) и "Миллионы в огне" (обе -- Т-р Лит.-худож. об-ва, 1901; положит, рец.: "Звезда", 1901, No 52) -- премированы на конкурсе Лит.-худож. об-ва. В. В. Розанов в рец. на пьесу Ж. "Под колесом" отметил "содержательность, серьезность и нравств. элемент". Стремление Ж. дать этич. оценку событиям, наказать "плохих" героев и вознаградить "хороших", делает пьесу похожей "на драму в суде. И зрители невольно входят в роль присяжных" (Розанов В. В., Среди художников, СПб., 1914, с. 73). В 1905 Ж. предпринимает попытку отразить совр. идейную борьбу. Однако из-за худож. слабости и претенциозности его пьес критика видела в них спекуляцию на "модных" темах. Скандальная история с запрещением градоначальником пьесы Ж. "В борьбе. (Профессор Смолин)" (СПб., 1905) в день премьеры 2 апр. 1905 (см. об этом: ТиИ, 1905, No 52) вызвала резкую оценку В. В. Воровского: "Не создают ли такие запрещения рекламы ничтожным произведениям и не поощряют ли они бездарных авторов на "опасные драмы"" (Воровский В. В., Эстетика, лит-ра, иск-во, М., 1975, с. 402).
   После Революции 1905--07 Ж. начал активно интересоваться обществ. движениями в России. В 1911 Моск. судебная палата приговорила Ж. к заключению в крепости на 2 месяца по подозрению в распространении нелег. лит-ры и издала циркуляр о его розыске и задержании (Ж. в это время в Москве не проживал). В 1912 было установлено место его жительства в Царском Селе, он был обыскан (обнаружены его стихи "противоправительственного" содержания) и арестован (ЦГАОР, ф. 63, 1912 г., д. 531; ф. 102, 1912 г., д. 169).
   В 1904 Ж. опубл. первый ист. ром. "Царь Иоанн Грозный" (ч. 1--3, СПб.; 2-е изд., СПб., 1914; критик "Вест. Европы" Е. А. Ляцкий отметил в нем "живое изложение, умелый диалог, множество выражений, взятых из старинных памятников",-- 1904, No 2, с. 844). Начиная с этого времени Ж. почти ежегодно выпускал, в осн. в Петербурге, ист. хроники: ром. "Закат" (СПб.-- М., 1905), "Отрок-властелин. Ист. пов. из жизни Петра Великого" (1909), пов. "Венчанные затворницы" (1907), "На Малаховом кургане" (совм. с В. А. Радичем, 1907), "Русь на переломе. Ист. повесть конца царствования Алексея Михайловича" (1908), "Новая Русь" его Собр. соч., т. 15, СПб., 1915), "Петр и Софья" (1915), "В стенах Варшавы" (ч. 1--4, 1912) и др. Ист. произв. Ж. вызывали в осн. отрицат. отзывы критики; отмечалось, что в романе о допетровской эпохе "Царь и опричники" (СПб., 1911), пов. "Во дни смуты" (ч. 1--3, СПб.-- М., 1913), "Наследие Грозного" (СПб., 1913) автор злоупотребляет пересказом хорошо известных событий (рец.: П. Головачев -- УР, 1913, 10 авг.). В предисл. к ром. "Последний фаворит. Екатерина II и Зубов" (М., 1911) Ж. изложил свое понимание задач ист. писателя: "Рус. ист. роман должен иметь блеск боевой журн. статьи, силу драмы и убедительность архивного документа" (с. 9). Пытаясь реализовать эту программу, Ж. в романах из жизни придворных кругов ["В сетях интриги. Два потока. Ист. роман времен Екатерины II" (СПб., 1912), "Под властью фаворита" (П., 1916) и др.] занимает позицию их разоблачителя: "знать правду о них, значит понимать весь ход внутр. развития России и ее роста извне" (предисл., с. 8). Однако "правда", сообщаемая Ж. о деятельности "верхов", оценивалась критикой как "исключительный подбор скандальных фактов" при неоправданно фамильярном изображении ист. лиц; в итоге романы "приобретают тон и характер пасквиля" (Б. С<адовско>й -- "Совр.", 1912, No 5, с. 367). Ж. охотно откликался и на совр. полит. темы: "Конец войны. Последние дни мировой борьбы" (2-е изд., П., 1916, еще 3 изд. в том же году), "Убийство посла" (ч. 1--5, П., 1916), "Николай Романов -- последний царь" (в его Собр. соч., т. 31, П., 1917), "Шлиссельбургская трагедия" (ИВ, 1917, No 2--6 ), "Последний день Гогенцоллернов. Конец полит, романа" (П., 1917), "Суд над Николаем II. Страницы истории прошлых и наших дней" (П., 1917). Изображение ближайших ист. событий, напр. войны 1914, в ром. Ж. слишком тенденциозно: "...у немцев -- нет снарядов, нет припасов, но у них очень много бунтующих социал-демократов" (Л. Фортунатов -- ЖЖ, 1916, No 27, с. 9). И. А. Бунин в рец. на "Ист. поэмы" Ж., представленные на соискание премии им. А. С. Пушкина в АН, оценил Ж. как литератора, "совершенно лишенного худож. дарования и оригинальности, набившего руку фабриковать якобы ист. драмы и повести для Никольского рынка" (ЛН, т. 84, кн. 1, с. 354). Однако занимательность интриги, простота и популярность изложения привлекали к ист. произв. Ж. внимание преим. юных читателей.
   Переводил в осн. драм, произв.: "Михаэль Крамер" Г. Гауптмана, "Огни на Ивана Купала" Г. Зудермана (пост, в пер. Ж. в т-ре Корша в 1901), "Сафо" А. Доде (пост, в т-ре К. Н. Незлобина в сент. 1914) и др. В 1905 принимал деятельное участие в организации Всерос. союза сценич. деятелей.
   После Окт. революции жил в осн. в Гагре и в Москве. В 1920-х гг. выпустил еще два ист. романа: "Во власти золота. (Ленская бойня)" (М.-- Л., 1926; 2-е изд., М.-- Л., 1929) и "Крушение богов (житие "св. отцов" Феофила и Кирилла Александрийского)" (М., 1929) -- антирелиг. роман, в к-ром Ж. в значит, мере использовал сюжет своей поэмы "Ипатия". После 1930 перестал писать ист. романы; пробовал удовлетворить изменившимся требованиям времени: писал для изд-ва "Центросовет безбожников", посылал в ж-лы стихи, но их не публиковали за "идейную слабость". В письма к друзьям и знакомым Ж. постоянно вкладывал стихи, посв. успехам социалистич. стр-ва, Красной Армии и т. д. (ЦГАЛИ, ф. 2413, оп. 1, No 363 и др.). В 1940-х гг. Ж. писал восп. "Театр в провинции и в Москве" (рукопись, видимо, утрачена).
   Др. произв.: "Русский в Англии" (М., 1902), "Русский в Германии" (2-е изд., М., 1905), "Русский во Франции и Бельгии" (2-е изд., М., 1905).
   Изд.: Собр. соч. Ист. романы, т. 1--31, [СПб., 1912--17]; [Стихи] -- В кн.: Избр. произв. рус. поэзии (сост. В. Д. Бонч-Бруевич), 5-е изд., СПб., 1909; Стихотв. сатира первой рус. революции, Л., 1969; Последний фаворит. Екатерина II и Зубов, Л., 1990.
   Лит.: Брюсов В. Я., Дневники, М., [1927]; ИРДТ, т. 7 (ук.). + Альм. и сб-ки (1) ; Венгеров. Источ.; Тарасенков; ЛЭ; Масанов.
   Архивы: ГПБ, ф. 118, ф. 875; ИРЛИ, ф. 377; ЦГАЛИ, ф. 2413 (письма Ж. со стихами к З. Г. Дальцеву); ф. 1328 (письма Ж. к В. П. Полонскому); ф. 459 (письма Ж. к А. С. Суворину), ф. 2567 (автобиография); ЦГИА, ф. 777, оп. 8, 1907 г., д. 9, ф. 776, оп. 16, д. 1050 (о запрещении ж. "Былое-Грядущее").

Т. А. Прокофьева, Е. Б. Белодубровский.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru