ЖИТКОВБорис Степанович [1876--] -- автор многочисленных книг для детей. Инженер-судостроитель по профессии, много видал и испытал, был штурманом парусного судна, рыбаком и т. п. Лит-ую деятельность начал в 1923 сборником рассказов "Злое море", сотрудничал также в журнале "Воробей", впоследствии "Новый Робинзон", в сборниках "Советские ребята", в настоящее время работает в журнале "Еж". Ж. далек от дидактизма и подходит к ребенку-читателю, как к равному. Беллетристические произведения его можно разделить на три группы. Первая -- "Злое море" и "Ураган" -- характеризуется психологической разработкой персонажей и интересом к технике: подводная лодка, дирижабль, парусник и т. п. Своеобразное построение -- переброска действия с одного места на другое, малая фабульность, отсутствие главного героя, обилие описаний, лит-ый, полный намеков и недомолвок язык -- вот характерные черты произведений этой группы. В произведениях второй группы -- "Про слона", "Голый король" -- Ж. больше ориентируется на детского читателя в смысле выбора определенных приемов -- развертывание фабулы, наличие главного героя, построение эпизодами, служащими для выявления характерных особенностей героя, конкретизация материала и разговорный язык. Произведения третьей группы -- "Дяденька", "Джарылгач", "Мятель" -- характеризуются возвратом к психологической разработке главного героя, данного в бытовом и производственном окружении, быстрым развертыванием фабулы, концентрированностью действия и языком, оставляющим впечатление записи подлинной детской речи. Тяга автора к изображению быта усиливается ("Удав", "Мятель" и др.). Ж. работает также над созданием технической и производственной книжки, широко применяя принцип конкретизации и наглядности материала ("Паровозы", "Про эту книгу", "Река в упряжке", "Черные паруса" и др.). Концентрируя материал вокруг конкретного факта и вскрывая ряд процессов в их последовательной связи, Ж. в книгах этого типа умеет использовать достижения техники. Рассказывая, он вместе с тем показывает, графически подтверждает и дополняет сообщение рисунками, фотографиями, схемами, чертежами, таблицами. Педагогическое значение Ж. -- в его тематике, отвечающей индустриально-производственным запросам современных детей, а также в том, что его герои, за немногими исключениями, являются представителями пролетарской среды. Его произведения дают разнообразный материал для бесед, кружковой проработки, для переключения читательского интереса от приключений к темам технического и психологического порядка и развития трудовых навыков.
Библиография:
II. Покровская А. К., Основные течения в современной детской лит-ре, "Работн. просвещ.", М., 1927; Она же, Эволюция поучительной и образовательной детской книги, см. "Новые детские книги", сборн. VI, изд. ИМВР, М., 1928; Некоторый эксперимент, материал в ст. Григорьевой Т. А., Беседа как метод изучения детского отношения к книге; там же, Чупырина Л. А., Беллетристические произведения Б. Житкова и отношение к ним детей (готовится к печати в сборн. VI "Новые детские книги"). Отзывы о книгах Житкова в указателях: Желобовский и Рубцова, Детская литература, "Работн. просв.", М.; Лопатина С., Художественное чтение в школе I ст., Гиз, 1928; Художественное чтение в школе I ст. в связи с работой по программам Гуса, под ред. Байдиной, Гакиной и Смирновой, "Работн. просвещ.", М., 1928, и в ряде педагогических и библиографических журналов.
Л. Чупырина
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 4. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 189--190.
ЖИТКОВ, Борис Степанович [30.VIII(11.IX).1882, Новгород, -- 19.X.1938, Москва] -- рус. сов. писатель. Род. в семье преподавателя математики. В 1905, живя в Одессе, принимал участие в революц. событиях. Окончил естеств. отделение Новороссийского ун-та (1906) и кораблестроит. отделение Петерб. политехнич. ин-та (1916). Ж. -- человек разносторонних знаний и профессий, был ихтиологом и капитаном научно-исследоват. судна, штурманом парусника, рабочим-металлистом, морским офицером и инженером, преподавателем физики и черчения, руководителем технич. училища. В 1924 Ж. начал печататься. Он писал морские повести (сб. "Злое море", 1924; "Морские истории", 1925--37), пьесы ("Пятый пост", 1927, "Семь огней", 1929), сказочные повести ("Элчан-Кайя", 1926), научно-худож. книжки ("Про эту книгу", 1927; "Свет без огня", 1927; "Пароход", 1935, и др.) и книжки-самоделки ("Одень меня", 1928); создал также дет. повесть-энциклопедию "Что я видел" (1939, опубл. посмертно), написанную от лица четырехлетнего мальчика и ставшую настольной книгой мн. поколений сов. детей, и роман для взрослых "Виктор Вавич" (1929--1934), посвященный революции 1905. Обнаруживая поразительную выдумку и изобретательность, Ж. сотрудничал во мн. дет. журн. и газ.: "Новый Робинзон", "Чиж", "Еж", "Юный натуралист", "Пионер", "Ленинские искры" и др.; организовал теневой театр и спец. серию кн. для малограмотных, начал писать книгу "История корабля" (незаконч.).
Ж. сыграл большую роль в становлении сов. дет. лит-ры. Он внес в нее суровый реализм, уважительный разговор с подростком о героизме и требовательности к себе и к людям, романтич. одухотворенность, образное восприятие мира. Произв. Ж. напряженно сюжетны и неожиданны в своей динамичной развязке, подчиненной гл. теме его творчества: изображению "кто чего стоит" в минуту опасности, когда с человека сползает "шелуха" воспитания, привычек и условностей. Ж. был поэтом научно-худож. темы, умевшим "...писать технику словом, как живописец пишет красками" ("Жизнь и творчество Б. С. Житкова", сб., 1955, с. 121), показывать красоту и творч. силу физич. труда, вызывать у молодежи желание осваивать новые навыки и профессии ("Рассказы о технике" и др.). Ж. жестоко ненавидел колонизаторов, угнетавших население азиатских стран, где ему приходилось бывать во время путешествий (рассказ "Урок географии" и др.). "Рассказы о животных" (1935) показывают, как в отношении к животным раскрывается подлинный характер человека. Рассказы Ж., написанные для самых маленьких читателей ("Пудя", "Красный командир", "Метель" и др.), отличаются лаконизмом, точным образным словом, глубоким знанием и пониманием возраста, умением говорить с детьми на их языке. При этом Ж. писал, что никогда заранее не ориентируется в своих книгах на определ. возраст, что стремится писать так, чтобы ребенок вырастал вместе с книгой, а не из нее, что его произв. рассчитаны на тех, на кого придутся по своей интересности и увлекательности. Влияние Ж. ощущается в творчестве мн. сов. дет. писателей.
Соч.: Рассказы. [Вступ. ст. Ц. Вольпе], М. -- Л., 1940; Избранное. [Предисл. Л. Чуковской], М., 1957; Что бывало, М., 1959; Что я видел, Иркутск, 1960.
Лит.:Федин К., О Борисе Житкове, "Дет. лит-ра", 1938, No 18--19; Шкловский В., О Борисе Житкове и детской литературе, "Лит. критик", 1938, No 12; Ивантер Б., Житков, "Детская лит-ра", 1939, No 10--11; Жизнь и творчество Б. С. Житкова. Сб. [Опубл. письма Ж., статьи о нем И. Халтурина, В. Смирновой и др., воспоминания К. Федина, К. Чуковского, С. Маршака, Б. Ивантера, сестер Житкова и др.], М., 1955; Чуковская Л., Борис Житков, М., 1955; Ивич А., Борис Житков, в его кн.: Воспитание поколений, М., 1960.
Л. Т. Исарова.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 948--949.