Жураковский Евгений Дмитриевич
Героини трагедий

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (у Генриха Ибсена).


   

Евгеній Жураковскій.

Симптомы литературной эволюціи.

КРИТИЧЕСКІЕ ОЧЕРКИ:

МОСКВА.
Типо-Литографія М. М. Тарчигина, Тверская. Брюсовскій пер., соб. д.
1903.

   

Героини трагедій

(у Генриха Ибсена).

Программа Комиссіи по организаціи домашняго чтенія.

Разрѣшено попечителемъ Округа, августа 13 1903 года.

КОМИССІЯ ПО ОРГАНИЗАЦІИ ДОМАШНЯГО ЧТЕНІЯ,
СОСТОЯЩАЯ ПРИ УЧЕБНОМЪ ОТДѢЛѢ
Общества Распространенія Техническихъ Знаній.

АДРЕСЪ Комиссіи: Москва, Б. Никитская, д. Рихтера, кв. 3.

   Издавъ четыре выпуска программъ для четырехгодичнаго систематическаго курса наукъ, Комиссія намѣрена выпускать серіи эпизодическихъ программъ по отдѣльнымъ вопросамъ различныхъ наукъ съ цѣлью руководства занятіями по этимъ программамъ. Желающіе пользоваться руководствомъ по какой-либо эпизодической программѣ увѣдомляютъ о томъ Комиссію по означенному выше адресу, сообщая: 1) свою фамилію, имя и отчество, 2) точный адресъ, 3) возрастъ, 4) родъ занятій, 5) мѣсто окончанія или прохожденія учебнаго курса или степень домашней подготовки. По полученіи отъ Комиссіи извѣщенія, что руководство для нихъ открыто, они вносятъ плату за руководство въ размѣрѣ, указанномъ особо для колодой программы (отъ 1 р. до 5 р.) и затѣмъ благоволятъ присылать въ комиссію письменныя работы на предложенныя въ программѣ темы для отзыва, въ указанномъ въ программѣ порядкѣ, а равно и отдѣльные запросы въ связи съ занятіями по этимъ темамъ. По полученіи первой работы Комиссія оставляетъ за собою право измѣнить планъ и порядокъ занятій, намѣченный въ программѣ, примѣнительно къ обнаруженной въ работѣ степени подготовленности. При несогласіи подписчика на это измѣненіе внесенная имъ плата подлежитъ возвращенію. При каждомъ запросѣ и работѣ прилагается на отвѣтъ 7-коп. марка. Дальнѣйшія подробности о ходѣ руководства означены особо для каждой программы въ концѣ листка.
   Желающіе подписчики могутъ получать чрезъ посредство Комиссіи указанныя въ программахъ книги по поминальной ихъ стоимости, оплачивая почтовые расходы по ихъ пересылкѣ. Книги могутъ быть возвращены въ Комиссію, при чемъ за мѣсячное пользованіе удерживается 5% съ номинальной стоимости книги.
   

ЭПИЗОДИЧЕСКІЯ ПРОГРАММЫ.

Серія I. Программа No 5.

Героини Ибсена.

Составитель и руководитель Е. Жураковскій.

   Пособія: Брандесъ. "Второе и третье впечатлѣніе о сочиненіяхъ Ибсена". Это пособіе самое лучшее. Статья А. Н. Веселовскаго при изданіи и статья Оболенскаго въ книгѣ "Памяти Бѣлинскаго". Первая статья имѣетъ біографическій характеръ по преимуществу, статья хорошая. Вторая статья имѣетъ цѣлью разобрать женскіе типы; въ ней много субъективнаго. "Біографія Ибсена" Минскаго, изданіе Павленкова; эта біографія поверхностная и бѣглая и можетъ служить лишь для тѣхъ читателей, которые не могутъ по недостатку времени или подготовки къ серьезному чтенію пользоваться статьей Брандеса. Если необходимо ограничиться одною статьей, краткой, то выбрать необходимо статью Веселовскаго. Рекомендуется также знакомство съ книгой д-ра Рудольфа Лотаръ "Генрихъ Ибсенъ". Русскій переводъ, изд. Поповой. Въ основу надо положить изученіе произведеній Ибсена.
   
   При анализѣ героинь Ибсена надо принять въ соображеніе слѣдующія особенности въ творчествѣ Ибсена. Противоположно большинству романистовъ и драматурговъ Ибсенъ изображаетъ типы по преимуществу женщинъ, а не дѣвушекъ и рѣдко, какъ, напр., въ "Строитель Сольнесъ", у него героиней является дѣвушка. Но, изображая женщинъ, Ибсенъ даетъ намеки, разсыпанные въ пьесѣ, о томъ же лицѣ въ періодъ дѣвичества, и для правильнаго пониманія женскихъ типовъ Ибсена необходимо собирать эти разбросанныя черты и искать объясненія особенностей женскаго характера въ этомъ раннемъ періодѣ. Многія особенности въ обрисовкѣ женскихъ типовъ Ибсена находятся въ непосредственномъ соотношеніи съ особенностями драматическаго творчества Ибсена. напр., Ибсенъ, какъ и большинство современныхъ драматурговъ, отрицаетъ монологи. Поэтому при анализѣ его героинь оттѣнки чувствъ, мыслей и настроеній угадываются зрителемъ, и съ большимъ трудомъ читателемъ -- изъ ремарокъ автора -- по перемѣнѣ въ выраженіи лица, позы, жестовъ. Громадную роль играютъ въ характеристикѣ типовъ у Ибсена отдѣльные полунамеки фразъ, обрывки рѣчи, недомолвки и обиліе таинственныхъ, часто образныхъ, иногда аллегорическихъ замѣчаній, которыя всѣ должны быть приняты во вниманіе при анализѣ героинь Ибсена, при чемъ въ особенности слѣдуетъ уяснить себѣ именно загадочные слова и жесты и характеристики относительно разбираемаго лица со стороны другихъ дѣйствующихъ лицъ пьесы. Такъ какъ значительная часть произведеній Ибсена -- символическія, то для уясненія истинной сущности женскихъ типовъ необходимо принимать во вниманіе возможность, помимо реальнаго, которое всегда налицо, объясненія сценъ, и символическое толкованіе, хотя въ этомъ отношеніи желательна наибольшая осторожность и осмотрительность. Необходимо разрѣшать также и взгляды Ибсена на бракъ, на обязанности человѣка по отношенію къ другимъ и себѣ.
   Классификація героинь Ибсена можетъ быть построена на любомъ подходящемъ принципѣ, но точнѣе всего хронологически.
   Въ хронологіи Ибсеновскихъ пьесъ можно отмѣтить 3 періода:
   1) 1850--1862--драмы изъ скандинавской исторіи; сюда надо отнести пьесы "Сѣверные богатыри" съ двумя героинями Іордисъ и Дапіи и "Фру Ингеръ изъ Эстрота". II) 1863--67 -- "Брандъ" и "Пееръ Гинтъ", въ первой -- героиней является Агнеса. III) Съ 1868 до настоящаго года -- драмы изъ современной жизни: 1) "Союзъ молодежи"; 2) "Докторъ.Штокманъ"; 3) "Комедія любви"; 4) "женщина съ моря" (типъ Элиды); 5) "Дикая утка"; 6) "Привидѣнія" (типъ г-жи Альвнигъ); 7) "Нора"; 8) "Росмерсгольмъ" (типъ Ребекки Весть); 9) "Гедда Габлеръ"; 10) "Строитель Сольнесъ" (типъ Гильды Вайгель); 11) "Маленькій Эйольфъ"; 12) "Когда мы, мертвые, пробуждаемся". Эту хронологію пьесъ Ибсена надо принять во вниманіе для того, чтобы не объяснять ранняго болѣе позднимъ и обратно. У Ибсена элементы развиваются, и при наблюденіи развитія элементовъ надо принимать во вниманіе хронологію его творчества.
   Классификація имѣетъ значеніе не только какъ планъ, но и какъ пониманіе типовъ.
   Можно классифицировать типы также психологически слѣдующимъ образомъ на 6 группъ:
   I) Героини съ основнымъ направленіемъ къ поискамъ за идеальнымъ въ жизни: 1) Гедда Габлеръ; 2) Тильда Вангель; 3) Ирена.
   II) Героини съ стремленьемъ къ свободѣ, самостоятелі ности и независимости; Нора и Элида.
   III) Героини съ потребностью жертвовать собой за любимаго человѣка и быть опорою въ его дѣятельности: Агнеса, Гильда и Тейя.
   IV) Героини семейнаго долга: г-жи Альвингъ, Брокманъ и Сольпесъ.
   V) Героини радости жизни и веселья: Майя и Регина.
   VI) Героини, одухотворяющія жизнь героя пьесы: Эленъ въ пьесѣ "Джонъ Брокманъ" и Ребекка Вестъ въ пьесѣ "Росмерсгольмъ".
   Эта классификація не является обязательной, а лишь примѣрной, и ей можно не слѣдовать.
   Такимъ образомъ, предлагается желающимъ -- или слѣдовать хронологической классификаціи героинь Ибсена, или слѣдовать психологической классификаціи, или выработать свою классификацію.
   Въ предлагаемой программѣ героини распредѣлены по пьесамъ. При анализѣ можно руководствоваться и этимъ способомъ.
   Прочитавъ предварительно драму Ибсена, надо прочесть все то, что о ней говорится въ рекомендованныхъ пособіяхъ, критически сопоставляя свои заключенія съ мнѣніями критиковъ, и послѣ этого приступить къ отвѣтамъ на руководящіе вопросы, а затѣмъ изъ этихъ отвѣтовъ составлять отдѣльныя характеристики.и, наконецъ, включить ихъ въ сочиненіе.
   

АНАЛИЗЪ ТИПОВЪ.

I.

"Вожди на Гельголандѣ".

Героини: Іордисъ и Дагни (хищный и смиренный типы).

   Сигурдъ и Гуннаръ -- викинги въ Исландіи -- друзья, влюблены въ Іордисъ. Изъ дружбы Сигурдъ въ вооруженіи Гуннара овладѣваетъ Іордисъ и передаетъ ее Гуннару, а самъ проситъ руки Дагни. Оба брака, построенные на лжи, кончаются несчастіемъ. Послѣ ссоры Іордисъ, желая послѣ смерти связать себя и Сигурда, убиваетъ его. Сигурдъ умираетъ христіаниномъ, а Іордисъ на черномъ копѣ уносится на небо.
   Прочитавъ эту пьесу и критическіе отзывы, отмѣтить мѣста, важныя для опредѣленія характера героинь, а затѣмъ постараться понять эти типы.
   

Іордисъ.

   Чтобы понять типы основной героини Ибсена, надо вспомнить слѣдующія слова, которыми характеризуетъ себя Іордисъ, когда говоритъ о той женѣ, которая подходила бы къ Сигурду.
   "Жена съ возвышеннымъ духомъ нужна герою. Та дѣвушка, которую я изберу, не можетъ довольствоваться скромною долею; никакая почесть не будетъ ей казаться слишкомъ высокою: она должна добровольно слѣдовать за мною въ походы, носить бранныя одежды, возбуждать во мнѣ бранный духъ и не закрывать въ страхѣ глазъ при видѣ сверкающихъ мечей, потому что, если она будетъ пугливаго нрава, то мало чести принесетъ мнѣ". Героиня должна побуждать героя къ совершенію великихъ подвиговъ и любить бывать тамъ, гдѣ всего сильнѣе разгорается бой." Отвѣтить на вопросъ, подыскавъ, доказательство въ пьесѣ, такова ли Іордисъ, т.-е. можно ли въ этомъ типѣ найти перечисленныя черты. (Если прочтены всѣ пьесы Ибсена, то перечислить тѣхъ героинь, въ которыхъ эти черты встрѣчаются, наприм.: Гедда въ "Строитель Сольнесъ", Ирена въ "Когда мы,.мертвые, пробуждаемся" и Гедда Габлеръ и Ребекка Вестъ въ "Росмерсгольмъ"). Присоединить къ этимъ положительнымъ чертамъ героини черты, съ точки зрѣнія христіанской отрицательныя, по легко объяснимыя сѣдой древностью и язычествомъ и суровымъ складомъ жизни викинговъ. Для этого обратить вниманіе на то, въ какомъ вооруженіи и костюмѣ является Іордисъ во главѣ дружины, на ея пререканія со старцемъ Орнульфомъ, а, главное -- на смертоносную сцену распри между Торольфомъ и его отцомъ, а затѣмъ Гуннаромъ. Кому извѣстна сага о Вальзунгахъ и сага о Нибелунгахъ,-- разъяснить сходство и разницу между Брунгильдою средневѣковаго германскаго эпоса и героинею Ибсена.
   Въ какихъ сценахъ проявляется основная разрушительная стихія этой героини? На какихъ реальныхъ сценахъ оправдываются мечтанія Іордисъ: "Охъ, какъ весело было бы сидѣть волшебницею на спинѣ кита, ѣхать впереди короля и привлекать путниковъ въ пучину волшебными пѣснями"? Въ какихъ сценахъ проявляется у Іордисъ мистическій элементъ? Что означаютъ для героини видѣнія "среди, непогоды и бури смѣлыхъ мужей, павшихъ въ бою, сильныхъ женщинъ, не проводившихъ жизни такъ безцѣльно, которыя мчатся по воздуху на черныхъ коняхъ съ далеко звенящими колокольчиками"? Что означаетъ тотъ поѣздъ мертвецовъ, который представляетъ Іордисъ въ послѣдней сценѣ съ Сигурдомъ, послѣ ихъ признанія въ любви: она. хочетъ, уйти съ нимъ изъ жизни только, чтобы жить вмѣстѣ? Что означаютъ черные кони, которые ей представляются: одинъ для нея, а другой для Сигурда? Какъ характеризуютъ Іордисъ ея полупрезрительныя вначалѣ и презрительныя въ концѣ отношенія къ мужу Гуннару? Какъ характеризуютъ Іордисъ ея насмѣшливо-презрительныя отношенія къ собственному сыну, который, по ея словамъ, не воинъ? Въ какихъ сценахъ проявляется мужественность этой героини, которая "болѣе мужественна, чѣмъ мужчина"?
   

Дагни.

   На какихъ сценахъ можно оправдать характеристику Дагни, сдѣланную Іордисъ -- "слабодушна ты и пуглива"? Какія возвышенныя, нравственныя качества обрисованы Ибсеномъ въ этой героинѣ? Узнавъ, что она непригодна для Сигурда, Дагни не желаетъ висѣть тяжелымъ камнемъ: въ какой сценѣ это выражено? Въ какой сценѣ можно видѣть благотворное вліяніе Дагни на скорбь Орнульфа и какимъ образомъ?
   Въ какихъ сценахъ проявляется ея душевная чуткость (напр., разговоръ съ Торольфомъ въ 1 части)?
   Въ чемъ проявляется примирительная сила Дагни въ 1 сценѣ? Какимъ образомъ можно объяснить взрывъ возмущенія у Дагни (въ сценѣ пира), когда, оскорбленная за супруга, она выдаетъ тайну замужества Іордисъ съ Гуннаромъ и посредника Сигурда, приводя въ доказательство поясъ? Желаніе ли это мести, или самозащита, или возмущенная гордость за любимаго человѣка?
   Нельзя ли усмотрѣть въ томъ обстоятельствѣ, что Дагни молчала, пока Іордисъ осмѣивала ея отца и павшихъ братьевъ, что она не хотѣла, чтобы Орнульфъ зналъ, что его сынъ убить негоднымъ человѣкомъ и вслѣдствіе этого усилилось бы его горе, или же данныя Сигурду обѣщанія дѣйствовали на Дагни, или оба обстоятельства вмѣстѣ?
   Какимъ образомъ въ послѣдующей сценѣ Дагни обнаруживаетъ кротость души въ просьбѣ у Іордисъ забыть оскорбленіе?
   Какимъ образомъ эта незлобивость, кротость и миролюбіе Дагни является злополучною завязкою всей пьесы и ведетъ къ гибельной для всѣхъ и для нея катастрофѣ? Нельзя ли замѣтить большую симпатію автора къ разрушительной силѣ Іордисъ, чѣмъ къ умиротворяющей силѣ Дагни?
   Какіе женскіе типы Ибсена представляютъ видоизмѣненіе основного типа героини Дагни въ сферѣ современной жизни норвежскаго общества? Нельзя ли сопоставить съ этимъ типомъ типа Теи, жены Сольнеса, жены Росмера и другихъ?
   Если взять только самыя общія черты въ этихъ двухъ героиняхъ, то нельзя ли вывести, что всѣ женщины Ибсена принадлежатъ или къ типу Дати или къ типу Іордисъ?
   Въ чемъ общечеловѣческое значеніе этихъ двухъ героинь Ибсена?
   

Маргитъ и Сигни въ пьесѣ "Празднество въ Сольгаугѣ".

   Въ предисловіи ко второму изданію Генрихъ Ибсенъ пишетъ: "Я нашелъ въ исландскихъ родовыхъ сагахъ, что требовалось, чтобы воплотить въ личности тѣ настроенія, представленія и мысли, которыя въ то время наполняли меня или во всякомъ случаѣ носились передо мною...
   "Изъ этихъ родовыхъ хроникъ съ ихъ измѣнчивыми отношеніями и столкновеніями между мужчинами, женщинами и людьми вѣяло на меня богатымъ жизненнымъ содержаніемъ, полнымъ силы и живого духа, и, благодаря этой моей совмѣстной жизни съ этими давно исчезнувшими отдѣльными личностями, мужчинами и женщинами, возникли въ моемъ воображеніи первые контуры драмы "Вожди на Гельголандѣ". Какія изъ особенностей раньше всего начали выясняться, я не могу передать. Но я хорошо помню, что 2 лица, раньше всего возставшія передо мной и воплотившіяся въ плоть и кровь, были Іордисъ и Дагни.
   "Два женскихъ образа, пріемныя сестры Іордисъ и Дагни, предполагаемой. трагедіи обратились въ Маргитъ и Сигни въ дѣйствительно вышедшей въ свѣтъ лирической драмѣ "Празднество въ Сольгаугѣ". Въ происхожденіи послѣднихъ двухъ сестеръ изъ двухъ героинь сагъ легко убѣдится всякій, кто только захочетъ подумать объ этомъ. Родство можно опредѣлить безошибочно".
   Опираясь на заявленіе Ибсена и на параллельный анализъ характеровъ Дати и Іордисъ и Синги и Маргитъ, прослѣдить тѣ черты, которыя являются измѣненными, главнымъ образомъ смягченными, въ героиняхъ драмы "Празднество въ Сольгаугѣ" сравнительно съ героинями трагедіи "Вожди на Гельголандѣ" или "Сѣверные богатыри", при чемъ слѣдуетъ обратить особое вниманіе на то обстоятельство, что "Сѣверные богатыри" -- трагедія, а "Празднество въ Сольгаугѣ" -- драма. "Отношеніе обѣихъ сестеръ въ "Празднествѣ въ Сольгаугѣ",-- говоритъ Ибсенъ,-- къ Сигурду, превращенному въ рыцаря и пѣвца Гудмунда Альфонса, продолжаетъ въ существенныхъ чертахъ оставаться тѣмъ же, какимъ оно являлось въ задуманной первоначально и изданной впослѣдствіи трагедіи". Поэтому задача при анализѣ героинь Маргитъ и Сигни остается та же, что и при анализѣ героинь Іордисъ и Дагни, при чемъ при передачѣ чертъ этихъ двухъ героинь Ибсена надо имѣть въ виду ихъ прототипы. Какими чертами обрисована Маргитъ и какими Сигни? Въ чемъ разница ихъ положеній? Въ чемъ выражается поэтичность натуры кроткой Сигни и сила чувствъ и сила воли у Маргитъ? Въ чемъ христіанскій элементъ пьесы?
   

II.

Фру Ингеръ изъ Эстрота.

   При чтеніи этой трагедіи, относящейся къ раннему періоду (1855 г.) творчества Ибсена съ особенностями старой техники, съ длинными монологами, съ вводными сценами, съ искусственными неожиданностями, надо обратить прежде всего вниманіе на то исключительно высокое положеніе, въ которомъ находится главное дѣйствующее лицо пьесы и которое вызываетъ исключительныя обязанности, возложенныя на героиню. Всѣ взоры обращены на нее. Дѣйствіе перенесено въ XVI вѣкъ, въ эпоху борьбы между Норвегіей и Даніей за независимость. Фру Ингеръ создана сдѣлаться вождемъ возстанія норвежцевъ, освободительницею отъ датскаго ига. Трагизмъ ея положенія обнаруживается постепенно. Читатель три акта обрѣтается въ мракѣ загадокъ и только въ четвертомъ актѣ узнаетъ въ чемъ дѣло. Поэтому особеннаго вниманія требуетъ эта пьеса при чтеніи. Романтизмъ составляетъ наоосъ пьесы, и надо это имѣть въ виду при анализѣ. Первый вопросъ, который предстоитъ разрѣшить, заключается въ опредѣленіи рѣдкой душевной одаренности этой героини Ибсена. Для чего Ибсену было необходимо обнаружить выдающіяся силы ума, находчивости, хитрости, проницательности Фру Ингеръ? Въ какомъ положеніи находится героиня въ отношеніи своего незаконнорожденнаго сына? Почему страхъ за его существованіе парализуетъ ее въ теченіе всей ея жизни? Какія жертвы приноситъ Фру Нигеръ изъ-за того, что ея сынъ находится въ качествѣ заложника въ лагерѣ мятежниковъ? Какія стремленія воодушевляли Фру Ингеръ съ юныхъ лѣтъ? Не лежитъ ли на ней обязанность мужчины, несоразмѣрная съ ея женскимъ характеромъ и материнскою любовью? Почему Фру Ингеръ менѣе любитъ своихъ дочерей и приноситъ ихъ невольно въ жертву ради спасенія сына? Не вытекаетъ ли изъ этой семейной несправедливости взглядъ Ибсена на истинный бракъ? Нѣтъ ли сходства между Фру Ингеръ у Ибсена и Гамлетомъ у Шекспира? Почему Ибсенъ предпочитаетъ рисовать тяжелыя, напряженныя отношенія и ужасъ въ положеніи героини въ этой пьесѣ? Почему великія силы гибнутъ безъ пользы для себя и для другихъ? Въ чемъ роковая ошибка Фру Ингеръ изъ Эстрота? Произведя анализъ героини Ибсена, сдѣлать синтезъ, обрисовавъ скрытыя положительныя идеи Ибсена. Въ чемъ проявленіе полной индивидуальности и какъ она достигается? Отъ предназначенія въ процессѣ міровой исторіи она зависитъ или -- въ свободной волѣ? Какъ смотритъ на этотъ вопросъ Спиноза, какъ Шопепгауеръ, какъ Ибсенъ? Въ чемъ заключалось призваніе, голосъ души у Фру Ингеръ? Нѣтъ ли въ этой пьесѣ языческой древней идеи судьбы, фатума? Въ чемъ мистическая окраска этой пьесы? Каковы черты Ибсеновской морали въ этой пьесѣ? Какъ можно уразумѣть предопредѣленный путь и итти по немъ? Не отражается ли въ этой пьесѣ также идея блаженнаго Августина о предопредѣленіи? Въ чемъ обнаруживается борьба двухъ міросозерцаніи въ этой пьесѣ -- языческаго и христіанскаго и какъ примиряются эти воззрѣнія. Какъ личная драма Фру Ингеръ переплетается съ національной? Въ какомъ смыслѣ датчане и норвежцы являются героями пьесы? Образъ дочери Фру Ингеръ -- Элины въ какомъ смыслѣ дополняетъ характеристику главной героини? Какимъ образомъ борьба между патріотизмомъ и любовью, выросшей изъ ненависти, разрѣшается у Элины? Какое начало беретъ верхъ и почему? Тоска Элипы по герою, жажда простора, стремленіе вдаль не напоминаетъ ли "женщину съ моря"? Въ чемъ трагизмъ Элины и почему Фру Ингеръ и изъ нея сдѣлала жертву событій? Какой общій взглядъ на женщину проявляетъ въ этой пьесѣ Ибсенъ? Какимъ образомъ женщина является воплощеніемъ судьбы? Какое мѣсто занимаетъ эта трагедія въ творчествѣ Ибсена? Въ чемъ пессимизмъ Ибсена и какими идеалами положительными проникнута пьеса? Въ галлереѣ женскихъ образовъ какое мѣсто занимаетъ Фру Ингеръ изъ Эетрота? Какія героини другихъ пьесъ ближе примыкаютъ къ этому типу? Къ кому ближе подходитъ Фру Ингеръ -- къ Іордисъ, приносящей наибольшее несчастіе тому, кого она любитъ, или къ Дагни изъ "Вождей на Гельголандѣ"? Въ какихъ пьесахъ силы судьбы, тяготящей надъ героиней, представлены, кромѣ этой? Какъ примирить противорѣчіе этой.пьесы съ другими во взглядахъ на женщину у Ибсена? Положительный или отрицательный типъ представляетъ Фру Ингеръ и почему?
   

Героиня въ пьесѣ Ибсена "женщина съ моря".

   Прочитавъ пьесу Ибсена, выяснить слѣдующіе вопросы:
   Соотвѣтствуетъ ли характеристика Элиды тому постоянно мѣняющемуся виду моря у Норвегіи, гдѣ она родилась и выросла? О чемъ тоскуетъ Элида? Въ чемъ загадочность этой таинственной личности? Не затронутъ ли въ этой пьесѣ Ибсеномъ общій вопросъ о связи человѣка съ природой и о соотвѣтствіи основныхъ чертъ характера человѣка съ главными условіями мѣстности, гдѣ онъ родился и выросъ? Какія основныя черты въ характерѣ Элиды? Какое впечатлѣніе производитъ море на наблюдателя? Какъ описываютъ море лучшіе поэты? Почему Элида безсознательно все стремится вверхъ? Чѣмъ она загипнотизирована? Въ какомъ смыслѣ "чужестранецъ" является символомъ? Нѣтъ ли здѣсь поэтическаго образа предмета мистическаго женскаго стремленія къ идеалу? Какъ проявляется въ Элидѣ стремленіе къ бездонному, безграничному, къ пропасти? Почему ужасное, состоящее изъ пугающаго и привлекающаго, влечетъ Элиду? Почему женскій страхъ передъ неизвѣстнымъ не останавливаетъ героиню? Образъ Демона Лермонтова не можетъ ли быть сопоставленъ съ этимъ таинственнымъ и волшебнымъ представленіемъ, всегда присутствующимъ въ женской душѣ и особенно сильно проявляющимся въ такихъ натурахъ, какъ Элида? Что означаютъ слова Вайгеля: "Ты видишь и воспринимаешь образами и видимыми явленіями. Твое стремленіе и влеченіе къ морю -- твое увлеченіе имъ,-- этимъ чужестранцемъ,-- составляли лишь проявленіе пробудившагося и развивающагося въ тебѣ стремленія къ свободѣ"? Почему Элида говоритъ, что только на свободѣ и подъ собственною отвѣтственностью люди могутъ акклиматизироваться на землѣ? Что это за формулы,-- формальныя, какъ думаетъ критикъ Георгъ Брапдесъ, производящія непріятное впечатлѣніе, какъ бы силу волшебную имѣющія и такія, которыя меньше всего могутъ успокоить женщину, всею душою порывающуюся вдаль, въ новую жизнь,-- или это истинныя стремленія всякой женской души? Въ чемъ страданія Элиды? Почему она говоритъ: "Здѣсь дома нѣтъ рѣшительно ничего, что притягивало и связывало бы меня. Я въ этомъ домѣ не пустила корней. Дѣти мнѣ не принадлежатъ, т.-е., я безпочвенная въ твоемъ домѣ. До такой степени я стала совершенно особнякомъ съ перваго момента своего замужества. Я не хотѣла этого и не противилась этому. Теперь я не нахожу здѣсь никакой привязывающей меня къ мѣсту силы, никакой поддержки, никакой помощи, никакого внутренняго влеченія къ тому, что должно было составить нашу общую духовную собственность"? Въ чемъ сказывается стремленіе Элиды Вангель къ болѣе счастливой, болѣе свѣтлой жизни? Нельзя ли объяснить фактъ, что Элида остается съ мужемъ, сознаніемъ и чувствомъ ея безсилія? Въ чемъ заключается сущность переворота въ Элидѣ? Какое значеніе имѣютъ слова: "Я получила возможность выбрать, поэтому я могла и отказаться! Да, мой. дорогой, вѣрный Вангель, я вернулась теперь къ тебѣ. Теперь я могла вернуться потому, что я прихожу теперь къ тебѣ свободно, добровольно и подъ собственною отвѣтственностью". Вангель говоритъ на это, что они могутъ жить теперь всецѣло другъ для друга и съ общими жизненными воспоминаніями и "для нашихъ двухъ дѣтей". "Папа и мама", говоритъ Гильда, "кажутся помолвленными". Обративъ вниманіе на эти слова, разрѣшить вопросъ: будутъ ли счастливы Элида и Вангель или "безконечная вереница земныхъ разочарованій" будетъ продолжаться въ ихъ жизни, а затѣмъ и въ жизни юной Болетты въ бракѣ съ почтеннымъ, но пожилымъ и нелюбимымъ ею человѣкомъ? Кто читалъ пьесу Зудермана "Счастье въ уголкѣ", пусть сравнитъ эти двѣ пьесы. Въ чемъ пессимизмъ драмы Ибсена? Что означаютъ слова Элиды: "Кто сдѣлался земнымъ существомъ,-- тотъ никогда не найдетъ больше дороги въ море, а также къ морской, жизни"? Не звучитъ ли тутъ грусть? Сопоставить всѣ мѣста въ этомъ родѣ и сдѣлать выводъ о характерѣ пессимизма Ибсена.
   

Типъ Ребекки Вестъ въ пьесъ "Росмерсгольмъ" (героиня, одухотворяющая жизнь героя пьесы).

   Припомнимъ основные факты пьесы. Въ Росмерсгольмъ пріѣзжаетъ Ребекка Вестъ, пріобрѣтаетъ вліяніе на слабаго Росмера, влюбляется въ него, измѣняетъ его убѣжденія и устраняетъ его жену Беату, которая кончаетъ съ собою.
   Объяснить главныя событія пьесы посредствомъ анализа героини, Ребекки Вестъ.
   Въ чемъ противоположность между Ребеккою и Беатою? Одна, какъ представительница энергичнаго, активнаго. начала въ жизни, другая -- какъ представительница начала пассивнаго, апатичнаго склада. Въ чемъ сходство этихъ героинь по характеру и положенію съ героинями пьесы Гауптмана "Одинокіе"?
   Опредѣлить радикализмъ воззрѣній Ребекки Вестъ и измѣненіе подъ ея вліяніемъ въ религіозныхъ и политическихъ взглядахъ уРосмера, посредствомъ общаго чтенія и разговоровъ. Въ чемъ разница вліяній Гедды Вангель на Сольнеса и Ребекки на Росмера? Гдѣ въ основѣ начало идеальное и въ которой пьесѣ преобладаетъ начало эгоистическое, фактическая страсть? Въ чемъ проявляется самоотверженный характеръ Беаты и ея любовь къ Росмеру и какъ вліяетъ на Ребекку Вестъ переворотъ къ альтруизму, жизнерадостности и дѣятельности у Росмера? Подъ вліяніемъ ли этого переворота она распаивается или изъ сознанія невозможности строить счастье на несчастьѣ другого лица и изъ сознанія невозможности дальнѣйшей лжи и обмана? Почему ослабѣваетъ ея энергія жизни, когдацѣль ея стараній почти достигнута?
   Какую роль въ пьесѣ играетъ судьба, фатумъ, тяготѣющій на Росмерсгольмѣ? Какъ обрекаютъ себя на смерть Росмеръ и Ребекка? Просвѣтлены ли они сердцемъ и стали ли они чистыми отъ взаимнаго довѣрія, просвѣтленной любви, обрекая себя на правую смерть? Почему они бросаются именно въ тотъ прудъ, гдѣ утонула Беата?
   Какая разница въ развязкѣ съ "Одинокими" Гауптмана? Можно ли видѣть здѣсь проповѣдь правды? Въ чемъ пессимизмъ Ибсена?
   

(Героиня, желающая быть вдохновительницею, свободолюбивый характеръ). Тильда изъ драмы "Строитель Сольнесъ".

   Опредѣлить основныя черты характера Гильды по пьесѣ и ея темпераментъ. Въ какихъ сценахъ проявляется ея веселый, живой, полный энтузіазма складъ въ основѣ глубокой натуры? Что образуетъ тайную связь между Тильдою и строителемъ Сольнесомъ? На какомъ впечатлѣніи основано ихъ сближеніе? Въ чемъ сходство Гильды съ Элидою въ пьесѣ "женщина съ моря"? Тильда въ этой пьесѣ изображена съ врожденнымъ стремленіемъ къ смѣлымъ душевнымъ движеніямъ, съ жаждою чего-то интереснаго, что заставило бы почувствовать истинную жизнь, а въ пьесѣ "Строитель Сольнесъ" она является восторженной дѣвушкой, отстаивающей вѣру въ зодчаго, и она желаетъ его видѣть на высотѣ призванія, однимъ на недосягаемой ступени, вполнѣ свободнымъ. Въ какой зависимости находятся оба эти типа? Воодушевляя Сольнеса взбираться на высоту башни, не желаетъ ли Тильда имѣть право сказать, будто идеальный человѣкъ въ жизни долженъ сумѣть подняться на высоту тѣхъ идеаловъ, которые онъ воспроизводитъ въ дѣятельности своей, въ своихъ словахъ, въ своихъ книгахъ, проповѣдяхъ и т. д.? Имѣетъ ли Тильда самостоятельную свою дѣятельность, или она ставитъ задачею своей жизни заставить Солыіеса воспрянуть духомъ и возвыситься надъ низменнымъ кругомъ мыслей, въ который онъ погруженъ? Почему и какъ она заставляетъ его возвыситься надъ житейскими мелочами, возбуждаетъ въ немъ великодушіе и исправляетъ его низкій поступокъ относительно Ратара, молодого соперника въ архитектурѣ? О какомъ воздушномъ замкѣ говоритъ Тильда, который можетъ создать счастье? Почему ихъ отношенія дѣлаются все задушевнѣе и глубже? Какой взглядъ на истинный бракъ можно вывести изъ этой пьесы у Ибсена? Нѣтъ ли сходства между отношеніемъ Гильды къ Сольнесу и Ирены къ доктору Рубеку въ драмѣ "Когда мы, мертвые, пробуждаемся"? Почему смерть является заключительнымъ моментомъ въ обѣихъ пьесахъ, и какую роль играетъ въ нихъ Гильда? Нѣтъ ли символа разрушительнаго начала въ этомъ типѣ?
   

III.

Два прозаическихъ характера.

Алина, жена Сольнеса.

   Что означаетъ постоянное возвращеніе къ слову "обязанность" у Алины? Въ какихъ сценахъ проявляются основныя черты этого простого, ограниченнаго человѣка, ревнивой и попадающей впросакъ супруги, этого робкаго и религіознаго существа? Опредѣлить, въ чемъ пессимизмъ этой пьесы, основывая свой взглядъ главнымъ образомъ на послѣдней сценѣ.
   Почему образъ Гильды можно назвать поэтическимъ, а Алины -- прозаическимъ?
   

Г-жа Альвингъ изъ пьесы "Привидѣнія". (Героиня семейнаго долга).

   Передать главныя событія изъ жизни г-жи Альвингъ, обративъ вниманіе на небольшія средства молодой дѣвушки и на богатство легкомысленнаго жениха. Выяснить вопросъ, добровольно ли вышла замужъ г-жа Альвингъ или по уговору родственниковъ? По разсчету вышла она замужъ, или по любви, или по увлеченію? При этомъ обратить вниманіе на ея привязанность къ пастору Мандерсу. Могъ ли подобный бракъ дать счастье г-жѣ Альвингъ? Порочность Альвинга создаетъ героинѣ пьесы положеніе оскорбленной жены. Какая дилемма предстоитъ г-жѣ Альвингъ? Какъ поступила бы въ данномъ случаѣ Нора, и почему Альвингъ превращается въ жертву семейнаго долга? Какое вліяніе имѣетъ на ходъ дѣйствій г-жи Альвингъ пасторъ, какъ представитель традиціонной морали? Разсмотрѣть всѣ стороны подчиненія г-жи Альвингъ идеѣ семейнаго долга и выяснить вопросъ, нѣтъ ли въ ея отношеніяхъ къ безпутному мужу, въ скрытности отъ сына истиннаго горя въ ихъ жизни, въ хлопотахъ ея о хорошей репутаціи мужа и въ поддержаніи его авторитета въ глазахъ сына вреднаго и преувеличеннаго понятія объ обязанности жены и матери? Какимъ образомъ отсутствіе представленія объ обязанности человѣка по отношенію къ самому себѣ губить г-жу Альвингъ, создавая банкротство всей ея жизни и всего ея счастья? Почему г-жа Альвингъ называетъ свое замужество продажей и все богатство употребляетъ на добрыя дѣла, увеличивая средства еще личнымъ трудомъ? Не основана ли вся ея жизнь на лжи, вытекающей изъ традиціоннаго понятія о долгѣ и противорѣчащей требованіямъ человѣческой совѣсти? Какой взглядъ на жизнь высказывается здѣсь Ибсеномъ и не высказывается ли онъ въ другихъ пьесахъ. Разсмотрѣть, въ чемъ разница между прошлымъ и новымъ строемъ жизни г-жи Альвингъ и въ чемъ ошибка ея разсчетовъ на возможность устроить жизнь по иному? Въ чемъ заключается переворотъ въ ея жизни и можно ли его назвать обманутыми надеждами на будущее? Какое значеніе имѣютъ слова г-жи Альвингъ, что когда она поставила потребность сердца на мѣсто нравственной идеи, все поколебалось въ ея жизни: "стоило мнѣ коснуться одного шва, какъ всѣ остальные распоролись сами собой"? Какой взглядъ на жизнь оказывается несостоятельнымъ въ этой пьесѣ?
   Если бы по наслѣдственности къ Освальду не перешли порочныя наклонности отца и болѣзнь мозга, не нашла ли бы Альвингъ все-таки возмездія за ложныя основы ея жизни только другимъ образомъ?
   

Типъ Регины.

   Выяснить художественный вопросъ, какимъ образомъ контрастъ между самоотверженной г-жей Альвингъ и слѣдующей только своимъ инстинктамъ бойкой, красивой служанки разрѣшаетъ ту мысль, что Ибсенъ въ этой пьесѣ вовсе не имѣлъ въ виду окончательно подорвать основы истинной морали, а, напротивъ, ее создать. Грубый эгоизмъ Регины не представляетъ ли зла, такъ же, какъ и ложный альтруизмъ г-жи Альвингъ? Поступки Регины только ради удовлетворенія своихъ инстинктовъ и грубыхъ наклонностей не указываютъ ли въ пьесѣ, что авторъ, защищая мысль о правахъ и обязанностяхъ личности по отношенію къ самому себѣ, не имѣлъ въ виду потворства всѣмъ влеченіямъ человѣческой натуры? Сопоставивъ эти два типа, выяснить вопросъ о взглядахъ Ибсена на истинный бракъ и на истинную мораль.
   

(Свободолюбивый характеръ). Типъ Гедды Габлеръ. (Эстетическій характеръ. Хищный типъ).

   Показать черезъ раскрытіе содержанія пьесы, что Ибсенъ рисуетъ въ этой пьесѣ міръ дѣйствительной жизни. Прослѣдить анализъ женщины, богато одаренной отъ природы, восторженной, властолюбивой. Опредѣлить темпераментъ Гедды Габлеръ. Сопоставить этотъ типъ съ условіями жизни норвежскаго общества. Что Ибсенъ отмѣчаетъ въ этомъ обществѣ -- равнодушіе или безразличіе, или грубость въ образѣ мыслей и рѣчи, или склонность къ вину, такъ сильно развитую, что она доводитъ выдающихся людей до запоя, до глубокаго униженія, изъ котораго они безъ посторонней помощи не въ состояніи встать на ноги, или же высокое состояніе средняго норвежскаго общества? Опредѣлить, въ чемъ заключаются особенности общественнаго строя, примѣнимы ли онѣ къ характеристикѣ другого общества, а не только норвежскаго? Обрисованы ли Ибсеномъ сила и оригинальность, или же, напротивъ,-- слабость молодежи норвежскаго общества въ пьесѣ "Гедда Габлеръ" -- именно средняго круга, мнимаго свѣтскаго лоска, въ которомъ удивительныя способности и выдающіяся духовныя силы поставлены въ неудовлетворительныя условія для развитія и для дѣятельности? Прослѣдить эти черты въ типѣ Гедды Габлеръ и опредѣлить, почему она не можетъ примириться съ скромнымъ мѣщанскимъ счастьемъ, свыкнуться съ будничными сторонами жизни и отказаться отъ своей индивидуальности? Выяснить противоположность между типомъ "сестры милосердія" -- Теею и валкиріей -- "Геддой Габлеръ"? Въ чемъ сходство Гедды Габлеръ съ "женщиной съ моря"? Чѣмъ объясняется общее у нихъ обѣихъ отвращеніе ко всему и нежеланіе акклиматизироваться въ обстановкѣ буржуазнаго дома? Нѣтъ ли въ Геддѣ Габлеръ такой черты, что она желаетъ превосходить всѣхъ, быть выше, независимѣе, превосходнѣе окружающихъ ея лицъ, т.-е. главенствовать? Грубые инстинкты и черты Гедды въ какихъ фактахъ пьесы проявляются? Указать общечеловѣческія стороны въ этомъ произведеніи. Прослѣдить и доказать на примѣрахъ слѣдующія черты въ характерѣ Гедды Габлеръ, напримѣръ:
   1) Пошлая зависть ея къ подругѣ.
   2) Низменное любопытство и безстыдство въ отношеніи къ Левборгу въ разговорахъ объ его ночныхъ кутежахъ.
   3) Стремленіе Гедды къ независимости, красотѣ, превосходству; привязанность ея къ низменному аристократическому лоску.
   4) Разрѣшить вопросъ о бракѣ Гедды: что это бракъ по разсчету, или по стремленію къ комфорту, или бракъ по ошибкѣ при взглядѣ на большія дарованія, при блестящихъ надеждахъ на будущее Тесмана, или это бракъ по любви?
   5) Трусость Гедды Габлеръ въ какихъ сценахъ обнаруживается?
   6) Властолюбіе ея.
   7). Отношенія ея къ тетушкѣ Юліи, какъ представительницѣ буржуазнаго склада жизни. Разрѣшить вопросъ, почему Гедда побуждаетъ жалкаго Левборга къ пьянству -- для того ли, чтобы почувствовать власть надъ душою другого человѣка, или для того, чтобы убѣдиться въ томъ, что онъ геній и устоитъ, несмотря на искушенія на пирушкѣ, или же то и другое?
   Почему Гедда сжигаетъ рукопись Левборга и зачѣмъ?
   Почему типъ Гедды можно назвать хищнымъ типомъ?
   8) Можетъ ли Гедда Габлеръ отдаваться всецѣло умственнымъ, или чувственнымъ впечатлѣніямъ?
   Умышленно ли она толкаетъ Левборга на самоубійство и зачѣмъ?
   9) Почему Гедда не желаетъ имѣть ребенка отъ Іоргена? Отъ отвращенія ли къ мужу или отъ гордости?
   10) Почему Гедда не желаетъ сдѣлаться любовницей Брака: а) Изъ супружескаго долга? б) Изъ любви къ независимости? с) Или изъ боязни нарушить корректность?
   11) Чѣмъ объяснить внезапное самоубійство Гедды: а) Разочарованіемъ ли въ жизни, или утратою Левборга, или разрушеніемъ иллюзіи, или же ненавистью къ мужу, или полною зависимостью отъ Брака? б) Или чувствомъ одиночества? Какъ объяснить противорѣчія пороковъ?
   Въ чемъ мужественпость Гедды Габлеръ? Почему ея смерть возбуждаетъ состраданіе? Почему Гедда Габлеръ обворожительна и почему она -- сила? Въ чемъ положительныя и въ чемъ отрицательныя черты ея характера? Въ чемъ ея слабость? Какъ согласовать всѣ противорѣчія ея натуры?
   

Тея изъ драмы "Гедда Габлеръ". (Смиренный и самоотверженный типъ).

   Разсмотрѣть вопросъ, въ какомъ смыслѣ Тея является спасительницей Левборга, и почему Левборгъ отдается вліянію другой женщины, которою онъ увлекался раньше -- Геддою Габлеръ, хотя Гедда и толкаетъ его на прежній путь и доводитъ до самоубійства? Почему Ибсенъ отвелъ первое мѣсто въ своей пьесѣ Геддѣ, а не Теѣ? Понимаетъ ли Тея разницу между геніемъ-Левборгомъ и ограниченнымъ и не высокимъ по нравственному развитію тупымъ Тесманомъ? Что составляетъ основную руководящую въ жизни идею Теи: помощь ли слабому падшему человѣку, обладающему внутренними достоинствами, чтобы онъ совершалъ подвиги, или помощь всякому человѣку въ критическую минуту вообще, или выборъ такого именно человѣка, который достоинъ помощи, и трудъ котораго этого заслуживаетъ? Не безразличны ли для Теи какъ содержаніе, такъ и идеи героя? Что означаетъ разговоръ ея съ Геддою послѣ самоубійства Левборга: "Не кажется ли тебѣ страннымъ, Тея? Ты теперь сидишь вмѣстѣ съ Тесманомъ, какъ сидѣла вмѣстѣ съ Левборгомъ?" и отвѣтъ Теи: "Господи, если бы я могла вдохновить также и твоего мужа"? Ее показываетъ ли содержаніе этой пьесы, что служеніе людямъ такъ, какъ служить Тея,-- несостоятельно. Можно ли высоко ставить задачу -- спасать отъ паденія всевозможные таланты, сегодня одного, завтра другого, не разбирая кому служитъ эта помощь? Что обнаруживаетъ Тея -- глубину и силу личности, или безсиліе и ничтожность, особенно если принять во вниманіе ту непрочность ея помощи, которая обнаружилась въ быстромъ паденіи спасеннаго ею человѣка? Какая разница въ служеніи идеѣ любимаго человѣка у Теи и у Елены въ "Наканунѣ" Тургенева?
   Перечислить всѣ тѣ пьесы, гдѣ Ибсенъ избираетъ сюжетомъ любимое имъ положеніе молодого человѣка между нѣсколько старшей по возрасту женщиной, сильно чувствующей, сохраняющей въ глубинѣ души память о лучшемъ другѣ юности, разочаровавшейся въ бракѣ, доведенной до отчаянія, до искушенія къ преступленію, замужней за тупымъ человѣкомъ и юной, любящей и преданной, кроткой соперницей? Какъ въ этихъ пьесахъ разсматривается Ибсеномъ бракъ небогатой или бѣдной дѣвушки по расчету? Какая разница въ колоритѣ и въ разрѣшеніи конфликта въ пьесахъ: "Сѣверные богатыри", "Праздникъ въ Сольгаугѣ" и "Гедда Габлеръ"? Разсмотрѣть сходство и разницу между Іордисъ, Маргитъ и Геддою и между Дагни, Сигни и Теей? И чѣмъ объясняется разница пьесъ и разница героинь? Нельзя ли видѣть въ сопоставленіи этихъ типовъ двухъ идей: ницшеанской -- стремленія къ сверхчеловѣку и высшему эгоизму и христіанской -- стремленія къ альтруизму? Къ какой идеѣ въ этой пьесѣ болѣе склоняется Генрихъ Ибсенъ?
   

IV.

(Героиня-страдалица за идею любимаго человѣка.) Агнеса въ трагедіи "Брантъ".

   Чтобы понять значеніе этого женскаго типа Ибсена, надо прежде всего припомнить, что вначалѣ Агнеса была молодою, жизнерадостною дѣвушкой, помолвленной съ молодымъ художникомъ. Она увидѣла, Бранта, когда шла съ женихомъ своимъ, полная счастья, весело любуясь чудной родной природой. Ее поразили суровыя, энергичныя рѣчи аскета Бранта, жреца закона и долга; Брантъ, громившій легкомысленную и эгоистическую радость, указывалъ на необходимость выполнять высшее назначеніе жизни, состоящее въ самоотреченіи. Когда Брантъ рѣшается въ страшную бурю переѣхать заливъ, чтобы, по обязанности священника, дать послѣднее утѣшеніе умирающему рабочему, она видитъ его необыкновенный по самоотверженію подвигъ,_ тѣмъ болѣе, что никто изъ рыбаковъ не соглашался перевезти его въ эту бурю, и онъ одинъ идетъ къ лодкѣ, и тогда-то Агнеса бросается за нимъ въ лодку, покидаетъ своего жениха, и имъ обоимъ удается побороть бурю; тогда она и говорить Бранту, что всюду за нимъ послѣдуетъ, хотя она и знаетъ, что его принципъ не допускаетъ ни малѣйшихъ уступокъ или слабости, и что онъ долженъ будетъ покинуть ее, если она въ чемъ-либо измѣнитъ на его суровомъ пути долга.
   Основываясь на этомъ фактѣ и слѣдя за ходомъ дѣйствія, разрѣшить вопросъ, въ какой мѣрѣ Агнеса является служительницею идеи? Непосредственно ли Агнеса служитъ этой идеѣ или черезъ служеніе любимому человѣку? Указать главные случаи въ драмѣ, гдѣ Агнеса сомнѣвается въ вѣрности идеи? Какимъ образомъ Агнеса убѣждается, что "лучше ничего, чѣмъ кое-что" и въ необходимости безусловнаго осужденія каждаго отступленія отъ идеала? Умомъ или сердцемъ Агнеса убѣждается въ этомъ? И что означаютъ ея слова, "что дерновь Бранта тѣсна"?
   Выяснить вопросъ о постоянной провѣркѣ идеи Бранта и убѣжденности только умомъ въ ея справедливости, вопреки указаніямъ голоса сердца; объяснить, какимъ образомъ Агнеса могла бы приносить такія огромныя жертвы, какъ, напр., своихъ дѣтей, ради идеи? Почему умѣв' шая пожертвовать всѣмъ, молчаливо страдавшая и павшая подъ тяжестью утратъ, Агнеса не отступалась отъ Бранта? Выступаетъ ли Агнеса самостоятельнымъ борцомъ или ищетъ опоры въ Брантѣ? И почему, когда Брантъ своею суровостью разогналъ своихъ послѣдователей, Агнеса остается съ нимъ, и что даетъ ей силу быть непреклонно вѣрной его идеѣ? Почему она не задаетъ вопроса: зачѣмъ Брантъ женился и этимъ обнаружилъ слабость, и необходимость жертвъ? Ошибка ли это Ибсена или характерная особенность въ типѣ Лтесы? Является ли Агнеса вдохновительницей Бранта или только его спутницей? Не соединяетъ ли Агнеса въ своемъ воображеніи любимаго человѣка съ той идеей, которой она служитъ? Строго ли произведенъ ею выборъ друга и прочно ли намѣчена ея самостоятельность при этомъ выборѣ? Представляетъ ли этотъ типъ шагъ впередъ сравнительно съ типомъ Теи въ "Геддѣ Габлеръ" и въ чемъ разница Агнесы и Елены въ "Наканунѣ" Тургенева и Теи въ пьесѣ "Гедда Габлеръ"?
   

Нора. (Индивидуалистическій характеръ съ стремленіемъ къ независимости).

   Какой темпераментъ лежитъ въ основѣ характера Норы? Является ли Нора въ началѣ пьесы въ сущности наивнымъ ребенкомъ всецѣло, и нельзя ли подмѣтить въ ней чертъ той серьезности, отъ которой! зависитъ ея жертва ради спасенія мужа? Рѣшеніе Норы занять деньги для больного мужа, ея подпись на векселѣ за отца, невѣдѣніе Норы относительно смерти отца, умершаго наканунѣ выдачи векселя,-- чѣмъ обусловлены эти факты? Что проявляется въ Норѣ: дѣтская неопытность, наивность, незнаніе жизни, дѣтская чистота въ нарушеніи "какой-то формальгіости", или надежда на свои силы, надежда путемъ неустаннаго труда погасить этотъ долгъ и совершить этотъ подвигъ? въ чемъ Нора видитъ душевную цѣнность своего поступка? Почему она не хочетъ, чтобы мужъ, получившій мѣсто директора и пользующійся большими средствами, узналъ объ ея поступкѣ и выкупилъ бы вексель? Вѣдь она можетъ предполагать, что онъ будетъ въ восторгъ и будетъ ее благодарить и считать себя обязаннымъ ей? Можетъ-быть, она именно этого-то и не желаетъ -- и почему? Утрировка ли это или основная черта характера Норы? Обративъ вниманіе на то обстоятельство, что съ предъявленіемъ векселя мужу Норы въ тотъ моментъ, когда онъ читаетъ письмо отъ предъявителя, Нора хочетъ уйти изъ дома, бросить дѣтей, никогда больше не видѣть дѣтей, не видѣть его; хочетъ вырваться изъ его рукъ со словами: "Я не хочу, чтобы ты спасъ меня",-- выяснить основную черту этого женскаго типа, сопоставивъ со словами Норы, что она не желаетъ отъ него жертвы. Въ дальнѣйшей сценѣ разъяснить вопросъ, какимъ образомъ выясняется противоположность понятій мужа и жены о добрѣ и злѣ? Въ чемъ формализмъ и юридически условное и мелкожитейское пониманіе жизни у мужа и идеалистическое и сердечное, внутреннее у Норы? Кто въ этой сценѣ является болѣе возвышеннымъ лицомъ,-- правый, безукоризненный обвинитель мужъ или виноватая, подсудимая Нора? Чего желаетъ Нора въ началѣ этой сцены, и что означаютъ слова: "А, такъ вотъ что"? Почему отъ безпредѣльной любви къ мужу Нора переходитъ въ противоположную крайность? Какъ совершается эта внутренняя ломка, "ликвидація"? Почему бракъ Норы не былъ истиннымъ бракомъ? Въ чемъ несправедливость мужа и отца въ отношеніи къ Норѣ? Что означаютъ слова "кукольный домъ", которыя вначалѣ были заглавіемъ пьесы Ибсена? Почему Нора требуетъ длясебя одиночества? Въ чемъ состоитъ пріобрѣтеніе необходимой опытности? Въ чемъ состоитъ исполненіе обязанности относительно самой себя? Почему внезапно исчезла любовь Норы къ мужу? Въ чемъ ея разочарованіе, отчужденность и одиночество? Разрушаетъ ли въ этой пьесѣ Ибсенъ бракъ или, напротивъ, устанавливаетъ принципъ брака на правильныхъ устояхъ? Сравнить Нору съ "Асей" Тургенева. Какое мѣсто занимаетъ типъ Норы среди другихъ типовъ и въ чемъ его сходство съ "Элидой" въ пьесѣ "женщина съ моря"?.
   

Ирена и Майя. (Типъ вдохновительницы въ пьесъ "Когда мы, мертвые, пробуждаемся" и типъ жизнерадостный).

   Какую роль въ жизни художника Рубека играетъ Ирена и какую Майя? Не является ли одна идеальнымъ началомъ въ его жизни, а. другая -- филистерскимъ и узко-мѣщанскимъ? Какіе продукты производитъ творчество Рубека въ первый періодъ его жизни при знакомствѣ съ Иреной? Можно ли смотрѣть на типъ Ирены только съ одной точки зрѣнія -- реальной, или символической, или съ обѣихъ? Почему Ирена является къ художнику Рубеку именно въ моментъ его разочарованія въ Майѣ? Можетъ ли дѣятельность художника Рубека возродиться съ возобновленіемъ знакомства съ Иреной, и почему пьеса заканчивается низверженіемъ ихъ въ пропасть? Какимъ образомъ торжество силы физической надъ идеальной представлено въ заключительной сценѣ этой пьесы, и какое оно имѣетъ значеніе въ характеристикѣ типа Ирены? Сравнить типъ Ирены съ типомъ Агнесы въ "Брантѣ" и Теи въ "Геддѣ Габлеръ" и Елены въ "Наканунѣ" Тургенева. Разсмотрѣвъ эти три типа, постараться выяснить вопросъ объ истинномъ бракѣ съ точки зрѣнія Ибсена, объ отрицаніи брака въ пьесѣ "Комедія любви". Почему Фалькъ не истинный герой, и что значитъ его просьба у героини пьесы указывать ему теченіе и ея сравненіе его съ бумажнымъ змѣемъ, который зависитъ отъ бечевки? Какъ объяснить ихъ расхожденіе и взглядъ Ибсена на бракъ, сопоставивъ эти двѣ пьесы и ихъ героинь?
   

Общіе вопросы по женскимъ типамъ Ибсена.

   I. Выдѣлить такіе типы, которые имѣютъ врожденное или пріобрѣтенное, но тѣсно слившееся со всѣмъ существомъ, стремленіе къ идейной силѣ, стремленіе, приводящее къ героизму. Изъ нихъ выбрать такой примѣръ, гдѣ данный человѣкъ не притягиваетъ ихъ къ себѣ и такой примѣръ, гдѣ идея дѣлается привлекательной и сильной только потому, что она воплощается въ любимомъ человѣкѣ. Выдѣлить примѣръ, гдѣ идея сама по себѣ является притягательной, а человѣкъ, прежде вдохновленный этой идеей, перестаетъ ей служить, и женщина хочетъ его вовлечь въ прежнее служеніе идеи изъ-за любви не къ нему, а къ идеѣ. Выдѣлить такой типъ, всѣ стремленія котораго заключаются въ желаніи быть разумной, счастливой, свободной и самостоятельной, и тѣ побужденія или образы, въ которыхъ это стремленіе воплощается, и опредѣлить, какимъ путемъ женщина (добивается этого. Выдѣлить типъ, стремящійся найти идеальнаго человѣка для служенія идеалу совершенства, такъ или иначе понимаемаго.
   II. Выдѣлить примѣръ средняго негероическаго типа женскаго, но любящаго героевъ, и опредѣлить способность этихъ типовъ въ извѣстныя минуты энтузіазма возвышаться до героизма и внезапно разрывать цѣпи, сковывающія ихъ въ теченіе всей жизни.
   III. Выдѣлить типъ, который представлялъ бы протестъ противъ условностей, добровольныхъ оковъ, портящихъ жизнь, и искалъ бы новыхъ путей.
   Если на эти случаи нельзя выдѣлить цѣлаго типа, то желательно указать, въ какихъ типахъ видны эти стремленія и какъ въ нихъ отражаются вопросы о старыхъ и новыхъ отношеніяхъ между людьми и объ основаніяхъ болѣе хорошаго или справедливаго существованія. Такъ какъ у Ибсена нерѣдко являются противопоставленія для болѣе яркаго выдѣленія новыхъ чертъ типа, то интересно указать типы, являющіеся контрастомъ, или часто отдѣльныя противоположныя качества въ типахъ. Иногда возможно отмѣтить наслѣдственныя черты; часто у Ибсена въ пьесѣ находятся указанія на эту сторону въ характерахъ. Не слѣдуетъ, однако, увлекаться указаніями на болѣзненную наслѣдственность и преувеличивать эти черты. Важно отмѣтить наслѣдственность предразсудковъ, условностей, добровольныхъ оковъ, семейныхъ традицій, взглядовъ, привитыхъ воспитаніемъ, портящихъ жизнь отдѣльныхъ персонажей пьесъ Ибсена.
   IV. Полезно въ заключеніе выдѣлить пьесы, въ которыхъ трактуется вопросъ о правильномъ бракѣ и, руководясь указаніями относительно хронологическаго возникновенія пьесъ, разрѣшить вопросъ, какъ мѣнялся взглядъ Ибсена на этотъ вопросъ и какіе практическіе выводы можно извлечь изъ его картинъ жизни отрицательнаго склада. Разрѣшить вопросъ: какое значеніе придаетъ Ибсенъ вліянію, оказываемому женщиной на общественную дѣятельность мужчины, на улучшеніе благосостоянія страны и на разрѣшеніе соціальныхъ и нравственныхъ вопросовъ и на ходъ жизни семейной и гражданской.
   Разрѣшить вопросъ объ общечеловѣческомъ значеніи героинь Ибсена?
   По каждому изъ этихъ четырехъ отдѣловъ, на которые раздѣлены общіе вопросы, предлагается составить письменную работу.
   1) Руководство по этой программѣ можетъ быть начато съ 1 сентября и позднѣе.
   2) Руководство съ пріемомъ заявленій открывается до 1 мая 1904 г.
   3) Размѣрь письменныхъ работъ -- по 1 1/2 листа писчей бумаги на каждый отдѣлъ. Можно давать характеристику и одной героини,
   4) Сверхъ письменныхъ работъ можетъ быть прислано до 3 отдѣльныхъ запросовъ по каждому отдѣлу.
   5) Плата при запискѣ -- 1 р., при представленіи работъ по второму, третьему и четвертому отдѣламъ -- по 1 руб.
   6) Руководство открывается не менѣе какъ для 3 и не болѣе какъ для 50 подписчиковъ одновременно.
   7) Отвѣты на работы даются черезъ 2 недѣли по полученіи работы.
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru