Балашов Николай Иванович
"Мадлена Фера"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


"Мадлена Фера"

   Роман "Мадлена Фера" Золя написал в 1868 году, вслед за "Терезой Ракен", которая произвела отрицательное впечатление на буржуазную критику. После выхода "Терезы Ракен" (1867) даже доброжелательный Ипполит Тэн предостерегал Золя от искушения еще раз "оставить читателя, в пределах повествования об исключительном, наедине с чудовищем, безумцем или больным...". В новом произведении молодого литератора Тэну хотелось увидеть множество персонажей с различными биографиями, "антитезы, внутреннюю соразмерность", "нечто идеальное" и "более широкие горизонты". Сент-Бев советовал Золя создать книгу "столь же дерзкую, но менее напряженную, чем "Тереза Ракен", книгу, в которой критика и читатели смогли бы увидеть уступку своим вкусам".
   Учтя пожелания Тэна и Сент-Бева, а также решая собственные творческие задачи, Золя задумал выступить в "Мадлене Фера" с "научным" обоснованием брака и христианской морали. "Религия и мораль говорят человеку: "Ты проживешь жизнь с одной женщиной". Наука же в свою очередь подтверждает: "Твоя первая жена будет и единственной". Я лишь применил эту научную теорию и полагаю, что создал полезную, честную книгу", -- разъяснял Золя замысел своего романа.
   Осуществляя этот замысел, Золя обратился к ранее написанной им, но неопубликованной нравоучительной пьесе "Мадлена", которая и послужила основой для романа. Пьеса создавалась в 1865 году вслед за тематически близкой ей "Исповедью Клода".
   Правда, моралистическая нацеленность пьесы "Мадлена" и романа "Исповедь Клода" различна. Клод, обращаясь к неискушенным сверстникам, назидательно предостерегал: избегайте этих ужасных лореток, они способны отравить ваше сердце коварством, низостью и изменой. В "Мадлене" Золя намеревался реабилитировать девушку, которую случай бросил на улицу. Мадлена -- сирота. В Париже ей встретился студент-медик Жак Готье (в романе -- Жак Бертье), а также Франсис Юбер (в романе -- Гийом де Виарг), которого она полюбила. Они обвенчались и зажили счастливо. Неожиданно появляется Жак Готье, и идиллия разрушается. Франсис открывает тайну своего брака матери. Г-жа Юбер шокирована. Она не в силах простить невестку. Мадлена же, равнодушная к Жаку, любящая Франсиса, жаждет искупления за прежнюю ошибку. Она глотает стрихнин. Над ее телом служанка Вероника (в романе -- Женевьева) произносит зловещие слова: "Бог никогда не прощает!"
   В начале 1866 года Золя отнес рукопись пьесы в парижский театр "Жимназ". "Ваша пьеса душераздирающа и отталкивающе жестока", -- мотивировал свой отказ импресарио Монтаньи в письме от 3 апреля 1866 года. В театре "Водевиль" автора постигла такая же неудача, правда, здесь нашли, что мелодрама "пресновата"... И лишь в 1889 году по просьбе режиссера Андре Антуана Золя передал свою пьесу для постановки на сцене Народного театра. "Я хочу, -- говорил Золя Антуану, -- чтобы моя "Мадлена" была сыграна в том виде, как она есть, без поправок, в своей первородной простоте. Эта драма... страстная, неистовая и -- не отрицаю -- романтическая". В пьесе действительно использованы темы и идеи романтического театра. Преследуемые "ожившим" прошлым, людской черствостью, мятущиеся и беззащитные герои "Мадлены" одержимы страхом перед шуткой реальностью. Их терзает сознание невозможности уйти от прошлого, избежать людского суда. Мадлена капитулирует перед непреклонной Вероникой и ее добродетельной госпожой. Романтическая драма человека с улицы, которому душно в ханжеском мире мещан, выливается в назидательную мелодраму о кающейся грешнице, которая сама выносит себе приговор, желая смертью искупить свою роковую ошибку.
   В романе "Мадлена Фера" гибель героини имеет иной смысл: она бросается навстречу смерти, пытаясь спастись от фатальных "велений плоти", превративших ее "в израненное животное". Физиологическая обусловленность поведения персонажей сочетается здесь с романтическими мотивами, перенесенными автором из пьесы "Мадлена". К ним относятся и тема безысходного бегства героев, и заостренные до гротеска образы Женевьевы и Луизы, и черты романтической незащищенности и отрешенности от житейской прозы, свойственные основным героям романа.
   Но если в пьесе путь к свободе героине преграждали различные жизненные обстоятельства, которые "губили" ее в глазах "порядочных" людей, то в романе Мадлена не может спастись прежде всего от самой себя. Ни исступленная любовь Гийома, ни зловещие прорицания Женевьевы, ни даже материнское чувство -- ничто не в силах заглушить в ней властный голос плоти, неудержимый порыв к Жаку, который впервые пробудил в ней женский инстинкт. "Я заимствовал эту мысль у Мишле и у доктора Люка, -- пояснял Золя идею романа, -- и строго и последовательно драматизировал ее. Не могу согласиться с тем, что я способен задеть общественные нравы, создавая медицинский этюд, смысл которого, по моему мнению, высоконравствен. Цель его -- показать нерасторжимость брачных уз с точки зрения физиологической".
   Подчинив повествование идее физиологической предопределенности, Золя тем не менее в процессе создания романа порою преодолевает узкие рамки натуралистической схемы и часто усматривает мотивы поведения героев во влиянии социальной среды, в системе буржуазного воспитания, рисует правдивые сцены парижской и провинциальной жизни.
   От натуралистической схематизации особенно пострадали главные герои, но и в их психологических портретах встречается немало точных и верных штрихов.
   Гийом -- это человек без жизненной перспективы, бездействующий и страшащийся будущего. Оно "представлялось ему, как и настоящее, бесконечным любовным сном, чередою похожих друг на друга и одинаково счастливых дней... Он лелеял дорогую мечту дожить так до самой смерти, не ведая ничего иного, кроме этого застывшего существования, лишенного всяких событий... Он отдыхал душой и желал, чтобы это длилось вечно". Так обнажает художник духовный индифферентизм Гийома.
   Его образ, даже если судить по этой характеристике, мог бы стать острой сатирой на романтического героя, чья духовная апатия, полудремотное существование порождены общественной пассивностью, смирением перед миром торгашеского эгоизма. Натуралистическое низведение его до уровня "затравленного животного" противоречило той действительной метаморфозе, которую претерпел в литературе романтический герой после 1848 года и которую так тонко уловил Флобер в образе Фредерика Моро, героя романа "Воспитание чувств" (1869).
   Противоречия в образе Мадлены особенно ощутимы. Материал романа дает возможность усмотреть ее подлинную драму не в "роковой" встрече с Жаком, а в том, что, проведя десять лет в степах душного, как тюрьма, пансиона, Мадлена попадает в сети растленного богача. Вырвавшись из этого капкана, она очутилась на улице и доверчиво последовала за Жаком, который под маской беззаботного жуира прятал душевную черствость и холодный расчет. Бросив ее, как ненужную вещь, Жак сокрушил в ней веру в себя. Мадлена хочет бежать в монастырь. Гийом спасает ее от монашеского затворничества, заживо погребя в мрачных покоях Нуарода. Для непосредственной и жизнелюбивой Мадлены это было равносильно смерти.
   Натуралистическая мотивировка мыслей, чувствований и поступков героев уводила художника в сторону от жизненной драмы, порождала сюжетный и композиционный схематизм (например, "воскрешение" Жака, случайные встречи героев в гостиницах).
   По контрасту с анемичной фигурой Гийома и образом Мадлены, обезображенным натуралистическим экспериментаторством, ярко выделяется галерея персонажей второго плана, обрисованных скупо, но рельефно. На их лицах застыло привычное выражение: горделивой замкнутости у аристократа де Виарга, снисходительного равнодушия у скептика де Рие, инфантильной простоватости у его молодящейся супруги Элен, угрюмой скрытности у сына скотопромышленника Тибурция Руйяра. Но вот писатель дал возможность заговорить, задвигаться своим героям, и лицемерная маска, скрывавшая их инстинкты, спала, обнажив откровенную похоть Лобришона, безграничное презрение к человеку де Виарга, утонченный садизм де Рие, животную жажду удовольствий у Элен, беспощадную хватку преуспевающего Тибурция Руйяра.
   Сатирические образы хищников провинциального и столичного масштаба как бы предваряют типическио характеры буржуа, которых изобразил Золя в "Ругон-Маккарах".
   Первоначально роман "Мадлена Фера" печатался в газете "Эвенеман иллюстрэ" под названием "Стыд", со 2 сентября по 20 октября 1868 года.
   В специальной статье ("Трибуна", 29 ноября 1868 г.) Золя рассказал историю публикации этого романа, проливающую свет на цензурную "опеку", осуществлявшуюся властями "либеральной" Империи. "Недавно, -- писал Золя, -- я опубликовал в одной из газет роман "Стыд", который в отдельном издании будет озаглавлен "Мадлена Фера". Одно место из этого романа... привлекло внимание прокуратуры. Имперский прокурор вызвал к себе издателя газеты, в которой печаталось мое произведение. Он заявил, что его не собираются преследовать, по ему надо принять во внимание, что против отдельного издания романа будет возбуждено дело, и вот тогда-то он окажется скомпрометированным. Испугавшись, издатель газеты помчался к моему книгоиздателю, г-ну Лакруа, и передал ему содержание беседы, чтобы принудить меня исключить инкриминируемое мне место. В результате Лакруа действительно отказывается пустить в продажу роман, если я не исключу этот отрывок. Итак, вопрос ясен. Что бы там ни было, а я категорически отказываюсь изъять хотя бы одно слово из моей книги. Я выношу спор на общественный суд".
   Вся критика, за исключением официозной, встала на сторону Золя. О новом романе писателя с похвалой отозвался Ипполит Тэн. В письме к Золя от 1869 года он писал: ""Мадлена Фера" пронизана той же энергией, тем же физиологизмом, что и "Тереза Ракен". Однако я рад был увидеть, что вы расположены варьировать ваши типы. Ведь если объект романа -- картина современных нравов, то следует признать, что болезни духа, неотвязные кошмары, всевластие инстинкта плоти и навязчивых идей -- все это встречается редко. Воля, ведущая с помощью рассудка и упорства к свершению, -- вот черта, которая с 1789 года является определяющей и которую запечатлел Бальзак. Хорошими, дурными ли средствами, но плебей пролагает свой путь, порой разрушая свое тело и нервы и не достигая истинного удовлетворения. Все равно: он действует и производит. По-моему, история сражающейся и побеждающей вопреки срывам и социальной путанице воли -- вот будущее романа. Вам присуще чувство правды, всмотритесь в окружающее, и вы, я уверен, убедитесь в этом подобно мне. Возьмите, например, хотя бы пятьдесят -- шестьдесят молодых людей, с которыми вы сталкиваетесь или которых знаете еще по коллежу".
   Письмо Тэна по поводу "Мадлены Фера" затрагивает коренные проблемы развития французского романа. По существу критик советовал Золя, не изменяя натуралистической природы своего творчества, избрать в качестве объекта изображения активную, волевую личность, своего рода сверхчеловека. Но по такому рецепту не могла быть создана реалистическая панорама французской жизни второй половины XIX века. Значение письма Тэна тем более существенно, что оно было написано в период разработки Эмилем Золя замысла многотомной серии "Ругон-Маккары".
   Черновые наброски, относящиеся к этому замыслу, литературно-критические статьи, которые Золя в ту пору печатал, свидетельствуют о том, что он не следовал рекомендациям Тэна, а напротив, преодолевал тэновскую концепцию современного романа, влияние его теории расы, среды и момента, черпая вдохновение в ином эстетическом источнике. "Я сделаю с более методически выдержанной точки зрения то, что Бальзак сделал в отношении эпохи Луи-Филиппа", -- провозгласил Золя. Как бы полемизируя с оценкой творчества Бальзака, которую давал Тэн в письме о "Мадлене Фера", Золя в статье 1870 года подчеркнул масштабность бальзаковского реализма, беспощадность критики буржуазно-аристократического общества, силу отрицания умирающего прошлого, пафос жизнеутверждения, воры в будущее, в преобразующую силу народа. В этой статье Золя писал: "Таким образом, сатира на аристократию и буржуазию, зрелище современной схватки, драматическое изображение настоящего, когда прошлое погребено навсегда, а будущее только приоткрывается, -- такова "Человеческая комедия"... Республика неизбежна. Она вытекает из всего произведения. Республика -- продукт позора аристократии и бессилия буржуазии. Когда ищешь, в каком же классе Бальзак увидел живые силы нации, обнаруживаешь, что он открыл их в великом изгое -- в народе. Только в нем он и мог их найти. У Бальзака был слишком светлый ум, им владела слишком горячая любовь к истине, для того чтобы он пощадил мерзавцев и всякую гниль. Вопреки своему роялизму и католицизму, он вывел дворян и буржуа в таком виде, что смех и возмущение поразили их насмерть. Творчество Бальзака -- будто усеянная руинами столбовая дорога, ведущая к народу".
   Статья о Бальзаке подводила итог эстетическим и творческим исканиям раннего Золя от "Сказок Нинон" к роману "Мадлена Фера". Она знаменовала преодоление натуралистического экспериментаторства, его поворот к реализму.
   Поворот этот, происходивший на рубеже 60-70-х годов, не повлек за собой отказа художника от теории "научного романа", однако содержание и принципы этой теории подверглись коренной переоценке в процессе сложного и противоречивого их переосмысления. Отвергая в дальнейшем своем творчестве путь физиологического эксперимента, предложенный им в "Терезе Ракен" и "Мадлене Фера", Золя вбирает все цепное, что воплотилось в этих произведениях с точки зрения профессионального писательского опыта. Он расценивает эти романы как своеобразную школу, в которой формировалось его художественное мастерство. В перспективе реалистического развития творчества Золя роман "Мадлена Фера" со всеми его негативными и позитивными уроками занимает существенное место.
   В последующих романах Золя отказался от изображения "героев-исключений", подобных Терезе и Мадлене. Расширив горизонт художественного видения, углубив свои представления о социальных силах, управляющих человеческими страстями, Золя пользуется данными физиологии и теории наследственности не как универсальным ключом к психологии человека вообще, а лишь как одним из многих средств, позволяющих реалистически воссоздать картину физической и духовной деградации человека в условиях капиталистической эксплуатации.
   Золя посвятил "Мадлену Фера" художнику Эдуарду Мане, живопись которого он в ту пору страстно защищал. Золя первым из французских критиков увидел в Мане самобытный талант и поддержал его в борьбе против официозной критики. Дружеские отношения между живописцем и писателем завязались в 1866 году, после публикации в газете "Эвенеман" цикла статей Золя "Мой Салон". Спустя год Золя выпустил специальный этюд о художнике. В 1868 году он позировал для Эдуарда Мане, о котором 10 мая 1868 года вновь опубликовал обширную статью в газете "Эвенеман иллюстрэ".
   В России "Мадлена Фера" впервые была опубликована в Полном собрании сочинений Эмиля Золя под редакцией М. В. Лучицкой, Киев, 1903, т. 38. Роман выходил также и в Собрании сочинений Эмиля Золя, Петербург, 1896-1899, т. 24.

----------------------------------------------------------------------------------------------

   Источник текста: Золя Эмиль. Собрание сочинений в 26-ти томах. Том 2: Марсельские тайны. Мадлена Фера. Романы. -- Москва: Гос. издательство худ. литературы, 1961.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru