Гладков А.
Назад, в будущее, или Есть такие партии

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ---------------------
   Публикуется по: портал "Религия и СМИ".
   ---------------------
   Не нами сказано, что русская история циклична. Иногда обществу выпадает историческое дежавю. Глядишь, а идеи, увидевшие свет во времена очаковские, снова востребованы.
   Так случилось со статьёй Валентина Павловича Свенцицкого "Христиане и предстоящие выборы". Написана она в 1912-м, то есть до Первой мировой и сползания страны к серии переворотов 1917 года. А вторично была опубликована через сто лет, 22 ноября 2011-го.
   Если опустить имя автора и пару мелких подробностей, можно вообразить, что она написана сегодня. Уж очень многое напоминает нынче закат романовской империи. Парламент слаб, политика превратилась в клоунаду, экономика обслуживает интересы иностранного капитала, власть сделала себя посмешищем... Вот только мировая война не маячит на горизонте -- и на том, как говорится, слава Богу.
   Так о чём же думал известный религиозный деятель Валентин Свенцицкий у себя в 1912-м в сходных исторических обстоятельствах? Оказывается, он призывал паству идти голосовать за... леваков.
   -- Как же так? -- спросит читатель, воспитанный на советских и либеральных учебниках. -- А как же "Победоносцев над Россией простёр совиные крыла"? Церковники, клерикалы... Они же всегда выступали за любую власть, за войну и прочее, и прочее.
   В том-то и дело, что не все и не всегда.
   Программа "Христианского братства борьбы", опубликованная Свенцицким и его единомышленниками еще в 1906 году, следовала идеалам раннего, катакомбного христианства и призывала выступить против господствующего порядка, поддерживая забастовки. Чтобы "превратить тело человечества в Церковь". Вот так.
   Симпатизируя левым, Валентин Свенцицкий имел в виду не большевиков, чей авторитет в то время был микроскопически мал, и не "легальных марксистов", а прежде всего эсеров с их попечением о земельном вопросе и крестьянской массе.
   Тогда всё вертелось вокруг вопроса о земле. Хлебная олигархия, как сегодня сырьевая, занималась вывозом хлеба и капиталов за границу. Даже лозунг был такой: "Не доедим, но вывезем". Именно на этом делались капиталы. Впоследствии идеи социальной справедливости экспроприировали большевики, циники и популисты, крестьян, как известно, обманувшие. Вместо земли мужики получили колхозы.
   Сегодня многим непонятно, как же это можно совместить православие и левую идею? Ещё как можно. Католики-латиноамериканцы уже сделали это, придумав свою "теологию освобождения". И спокойно преподают в университетах патристику и марксизм.
   А мы чем хуже?
   Позиция православного верующего вовсе не должна укладываться в формулу "православная этика и дух капитализма". А церковь не обязана представлять собой ООО "Рай" и следовать ироническому пелевинскому слогану "Солидный Господь для солидных господ"...
   Сегодня русская история словно бы выходит на второй круг. Как знать, не даст ли она идеям протоиерея-социалиста второй шанс.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru